История велодвижения в Екатеринбурге: с XIX века до наших дней

11 декабря 2018 49550
История велодвижения в Екатеринбурге: с XIX века до наших дней

История велодвижения Екатеринбурга. Ключевые деятели и значимые события от первых  упоминаний до наших дней.

XIX век.

Первый велосипед и первый велопробег.

История велодвижения на Урале начинается с легенды, верить в которую, уральцам приятно. По легенде один из первых велосипедов в мире сконструирован на территории уральского города Нижний Тагил. В тот исторический период Тагил не являлся городом, а был Тагильским заводским поселком, но именно оттуда, взял старт самый первый в мире велопробег в 1801 году.

Основание у легенды есть. В конце XIX века Василий Белов, краевед, член Уральского общества любителей естествознания, оставил интересные сведения, по которым родилась легенда об Артамонове. Из записок Белова известно, что в 1801 году Артамонов сделал металлическое двухколесное транспортное средство с педалями и назвал его самокатом. На своем изобретении Артамонов отправился в путешествие из Нижнего Тагила в Санкт-Петербург, а дальше на коронацию императора Александра I в Москву. История не получила прямых доказательств своей подлинности, но нет дыма без огня. Сегодня в Екатеринбурге и в Нижнем Тагиле установлены памятники Артамонову и его двухколесному изобретению.

Первый велосипед в Екатеринбурге.

Уже по официальным данным, первый велосипед появился в Екатеринбурге в 1868 году. Тогда Юлий Раунер, сын главного лесничего уральских лесов, заказал на Верх-Исетском заводе транспорт с педалями и на двух колесах. Чуть в сторону от официальной версии и по улицам Екатеринбурга еще в 1840 году прокатывается на самодельном велосипеде цеховой Монетного двора.

Екатеринбургское общество велосипедистов-любителей.

В середине XIX века интерес к двухколесному педальному транспорту растет во всей Европе. Конструируются велосипеды, стартуют велопробеги, а в Екатеринбурге в 80-е годы возникает первое общество велосипедистов-любителей.

Устав екатеринбургского общества был разработан и утвержден в 1885 году по примеру московского велосообщества.

8 июля 1886 года на общем собрании избирают первый комитет общества: председатель — А. К. Несмеянов, распорядитель — И. Л. Меннет, его помощник С. В. Логинов, казначей и секретарь Ю. Р. Витман, члены — О. Ф. Гюнтер и К. К. Ганнау.

Сначала активистов велодвижения было лишь шестеро, три велосипеда на всех и недостаток финансов для развития. Но активная позиция лидеров движения и череда правильных действий стали неуклонно развивать новое направление.

Приметив пустующий военный манеж, комитет обратился к воинскому начальнику, полковнику Лысову, с ходатайством уступить манеж обществу безвозмездно.

Ходатайство увенчалось успехом, и в октябре 1886 года после необходимой подготовки и ремонта состоялось открытие зимнего помещения. В манеже начали катать на велосипеде всех желающих и обучать самостоятельной езде. Плату за это брали символическую, но такой подход давал не только приток средств, но и пробуждал интерес к велотеме.

В конце 1886 года в клубе уже состояло 37 членов и у 15 из них имелся собственный велосипед.

Первые велогонки и велошоу.

Активисты понимали, что для большего охвата и вовлечения нужно делать массовые зрелищные мероприятия. 2 августа (15 августа по новому стилю) 1887 состоялось первая велогонка на ипподроме, которая привлекла огромное внимание горожан. Первые спортсмены города, принявшие участие в соревнованиях: С. В. Логинов, Г. Ф. Гофман, Г. И. Шульц, М. С. Сурант, В. Е. Дружинин, Ю. Р. Витман, К. Ганнау, А. Н. Улановский, И. К. Зырянов, И. Л. Меннет, Н. О. Берестов.

Следующий заезд вызвал еще больший интерес и волнение. Землетрясение в городе Верном (ныне Алма-Аты) побудило общественников прийти на помощь пострадавшим от стихийного бедствия. 8 августа на общем собрании было принято решение «... устроить гонку, весь сбор с которой, за исключением расходов, выслать пострадавшим жителям города Верного». Население Екатеринбурга живо поддержало благую идею, а к велодвижению проснулся еще больший интерес.

Регулярно стали проводить велопрогулки по Сибирскому, Московскому и Челябинскому трактам. Появились первые костюмированные заезды. Победителей велогонок стали награждать денежными призами. На мероприятия поехали участники из других городов. О екатеринбургском клубе велосипедистов- любителей стали писать в столичной прессе.

В 1887 — 1888 годах были совершены поездки в село Арамиль, деревню Мостовая. И. Ф. Торопов съездил в Челябинск и обратно (422 версты), С. В. Логинов — в Ирбит  (350 верст).

Не обходилось и без трудностей. Высокие двухколесные велосипеды не были безопасны, а ряд несчастных случаев настораживал горожан и охлаждал интерес к теме. Новый виток в развитии дало появление в городе велосипедов иностранного, в основном, английского, производства. Они имели одинаковые по диаметру колеса, были комфортнее и безопаснее.

1 августа 1893 года на общем собрании был избран новый комитет по развитию велодвижения.

Члены комитета вплотную занялись развитием зимней инфраструктуры. На весь зимний сезон пригласили военный оркестр. Купили первый двухколесный дамский велосипед. К 1 июля 1894 года общество и его члены имели 67 велосипедов на сумму приблизительно 13 000 рублей.

После празднования десятилетнего юбилея сообщества, стали обсуждать строительство большого спортивного манежа. Планировалось создание целого комплекса с залами для гимнастики, атлетических упражнений и физических игр.

XX век.

Все получилось! 3 сентября 1900 года на месте современного центрального стадиона был торжественно открыт новый стадион-велодром. В день открытия состоялось первое велосипедно-атлетическое состязание.

Проект был реализован, в основном, на средства первого в городе физкультурного общества. Значительный финансовый вклад внес купец и общественный деятель Камалетдин Хисаметдинович Агафуров.

Общество стало шире, теперь в нем задействованы не только велосипедисты, но и другие спортсмены. Сменилось и название на: ЕОВиФР (Екатеринбургское Общество Велосипедистов и Физического Развития).

Появление в городе многофункционального манежа дало толчок к развитию легкой и тяжелой атлетики, футбола, борьбы, конькобежного спорта, фигурного катания, лыжного, мотоциклетного и, конечно, велосипедного спорта.

Количество велосипедистов на дорогах постоянно возрастало и к 1902 году возникла необходимость выпустить первый свод правил для безопасного передвижения на велосипеде.

Правила, выработанные обществом велосипедистов для езды по городу Екатеринбургу.

1. Едущие на велосипеде должны держаться правой стороны улицы ближе к тротуару;

2. Объезжать пешеходов, верховых всадников и экипажи только с левой стороны;

3. В случае беспокойства лошадей велосипедист обязан умерить ход и сойти с велосипеда и по возможности закрыть его собой;

4. Огибать угол или пересекать улицу следует по возможности тихим ходом;

5. При совместной езде велосипедисты должны ехать не более как по двое в ряд с промежутками между рядом не менее сажени;

6. Воспрещается ездить на велосипедах по тротуарам, бульварам, в скверах и в местах скопления публики;

7. При встрече с крестным ходом, большими похоронными процессиями или вообще со значительным количеством пешеходов, либо экипажей, велосипедист обязан сойти с велосипеда и провести его в руках или же уехать в боковую улицу.

Велодвижение развивается. Общество продолжает функционировать и с наступлением Первой мировой войны, принимая активное участие в организации военно-спортивного комитета.

Лидеры общества выступают в поддержку всестороннего развития личности и предоставляют льготы для посещения своих спортивных сооружений учащимся гимназий и училищ.

Но в 1919 году ЕОВЛиФР перестает существовать, потому что после революции многие его активисты покидают Екатеринбург. Революция, распад велосообщества, вторая мировая война. Эти и другие события существенно затормозили процесс развития.

Известно, что велосипедисты имели важную роль в Великой Отечественной Войне . Велосипед, как транспорт сверхвысокой мобильности, использовали для разведки и доставки почтовых отправлений и срочных сообщений.

После войны, в 1946 году в Свердловске был открыт велосипедный завод, который проработал до 1959 года. Именно здесь в 1949 разработан и запущен в серию советский велосипед для подростков, с закрытой рамой для мальчиков и с открытой—для девочек.

XXI век.

Общественная организация «Вело-Город».

В 2009 году в городе Екатеринбурге предприниматель Константин Леонидович Мочалов загорелся идеей развития велодвижения в городах, создал проект и собрал команду «Вело-Город», которые в последствии провели большую работу с общественным мнением и вовлечением масс, оказали воздействие на власть, предложили обществу новые методы развития.

— Команда «Вело-Город» с 2009 года провела больше 600 массовых мероприятий, разной направленности и это значительно повлияло на развитие велодвижения.

Фестиваль экстрима «Все реально»

В марте 2010 года в Екатеринбурге прошел крупный фестиваль экстрима «Все реально», собравший 6000 зрителей. Участие приняли 300 спортсменов в 30- ти видах спорта. Большая часть экстремальных дисциплин были велосипедными. Организатор фестиваля К.Л. Мочалов 21 октября 2010 года зарегистрировал и возглавил общественную организацию «Вело-Город». Проект запустил инициативу «центр Экстремальных видов спорта». На тот момент его предложения были поддержаны властями, но после смены губернатора бюджет на строительство был сокращен. Тем не менее, волна, которая была создана, породила множество проектов на эту тему. Сегодня в разных местах действует множество небольших площадок, регулярно проводятся соревнования и контесты по велоэкстриму.

Еще одним продолжением проекта стал фестиваль экстрима «UrusBike», который поддерживает экстремальную велокультуру. Он проходил ежегодно с 2012 по 2015 год, для участия в котором участники съезжались со всей страны. С 2012 года Долгое время в Экспоцентре Екатеринбурга работал Экстрим парк «Вело-Город». Во многих небольших городах появились экстрим-площадки, организаторы которых воодушевились мероприятиями и делами Вело-Города.

«Мисс Вело-Город»

С 2011 года стал ежегодным конкурс красоты и здоровья «Мисс Вело-Город». Это зрелищное мероприятие привело к популяризации езды на велосипеде среди представительниц прекрасного пола.

В 2010 году общая численность велосипедистов была в 10 раз меньше, чем на данный момент. Женщин и девушек среди «веллеров» практически не было. Велосипедистов никто не принимал всерьез и не уважал на дорогах, огромную роль имели стереотипы об ограниченности сезоном и спортом. Именно поэтому появился проект «Мисс Вело-Город», результатом которого стало массовое вовлечение девушек и женщин в велокультуру и велодвижение. Проект прошелся по многим городам России и некоторым городам ближнего зарубежья. Удалось добиться большого охвата СМИ и аудитории в целом. По сей день конкурс проводится на высоком уровне. Проект дал моду на велосипед и массовое вовлечение женщин, а за ним и расширение мужской аудитории пользователей, любителей велосипеда. Сейчас общее количество велосипедисток приравнялось к количеству мужчин на велосипеде, а где- то даже превышает его.

«Веломагистраль»

Это массовое мероприятие, взявшее свое начало в 2011 году, послужило примером того, как можно влиять на общество и власть в пользу развития инфраструктуры. Мероприятие ежегодно собирает тысячи людей. Сегодня оно активно продвигается в регионы. Когда внутри города проходят такие крупные мероприятия, это неизменно оставляет след в сердцах и и умах жителей и руководства, и становится очевидной необходимость что-то менять.

Ежегодный велопробег «Велореволюция»

Мероприятие, с 2013 года воздействует на собственников помещений и зданий, стимулирует их менять подход к хранению велосипедов посетителей. С 2018 года запущен проект «Премия «Лучшее веломесто», который стимулирует к более кардинальным изменениям зданий и объектов обслуживания. Существуют мероприятия, доказывающие всем, что велосипедом можно пользоваться круглый год. «Ледовое сражение» и «Велопробег на Новый год» демонстрируют зимние характеристики и возможности велосипеда.

Помимо мероприятий, имеющих целевое воздействие, существуют события, исключительно развлекательного характера. Например, «Вело-Семья», «Велоуинн», он же «Хелоуин», также стимулирующие общий интерес к велосипеду и здоровому образу жизни.

Существуют и спецпроекты, такие как «Велотуризм», «Школа безопасности вождения и ПДД». Такие проекты развивают необходимые для велодвижения направления деятельности.

В 2012 году запущена «Школа Велобизнеса». Проект дал мощный толчок к развитию предпринимательства в велосипедной сфере: в течение года в Екатеринбурге открылось 20 спортсервисов и велопрокатов.

— С 2017 года полноценно действует мобильное приложение «Вело-Город» онлайн, пользователями которого ежедневно становятся велосипедисты по всем регионам. Это полезный и бесплатный для всех сервис. Мобильное приложение развивает систему взаимопомощи среди велосипедистов. Такая система помощи появилась впервые в России и имеет большое значение.

В 2017 запущены городские велоэкскурсии. Развлечение, просвещение и спорт сочетает в себе каждая такая прогулка. Во время велоэкскурсий гид в непринужденной форме рассказывает участникам об исторических достопримечательностях, демонстрируя, что новые знания можно получать легко и с удовольствием.

Огромная работа ведется по взаимодействию с разными институтами власти, а именно, МОО «Вело-Город» в лице его представителей и руководителя Мочалова К.Л. совершают усилия по изменению законов и норм, строительных стандартов и правил, занимаются лоббированием развития велоинфраструктуры. Председатель с членами команды постоянно присутствуют во множестве комиссий и советов: Общественный совет при Министерстве строительства, Общественный совет при Министерстве транспорта (с 2017 года его возглавил К.Л. Мочалов), Общественный совет при Министерстве спорта, Общественная палата, всевозможные рабочие группы при администрациях городов и областей и многие другие организации. Сформирована команда добровольцев, которые, на общественных началах, постоянно учувствуют в такого рода работе. Команда Вело-Город постоянно участвует в проектировании развития инфраструктуры городов, вносит изменения в генеральный план и отдельно контролирует реализацию ранее созданных проектов.

За время работы общественная организация «Вело-Город» вышла далеко за пределы города Екатеринбурга и провела множество мероприятий в других регионах. В 2013 года организация получила статус Межрегиональной общественной организации и пошла по пути развития регионов. В целом проект стал успешным примером возможности человека менять жизнь вокруг себя.

Передав опыт множеству других организаций действующих в различных сферах. За период с 2010 по 2018 год количество велосипедистов выросло примерно с 3 до 65 тысяч. Большой прирост велосипедистов получила ранее пешая, а теперь велосипедная «майская велопрогулка». В обществе сформировано понимание, что есть необходимость в создании велоинфраструктуры. Появилось множество клубов и велосипедных организаций, взявших пример с «Вело-Города», не только в Екатеринбурге, но и по всей России.

rssRSS-канал новостей Вело-Города

Добавить свой комментарий

 

Другие новости

Необходимые рекоменлации для обслуживания велосипела зимойНеобходимые рекоменлации для обслуживания велосипела зимой 7 февраля 2012 44899
ТОРМОЗА Для зимнего катания лучше всего приобрести дисковые тормоза (механические или гидравлические). Если же средства или конструкция велосипеда не позволяют установить два дисковых тормоза, то стоит поставить хотя бы один на переднее колесо (в случае установки…
Велосипед или вертолёт?Велосипед или вертолёт? 2 февраля 2012 45608
Китайских чиновников пересадят на велосипед, а Российских на вертолеты Пока ключевых российских чиновников планируется пересадить с машин на вертолеты, чтобы избавить дороги Москвы от присутствия их автомобилей с «мигалками», китайские власти…
Ледовое сражение в Вело-ГородеЛедовое сражение в Вело-Городе 12 января 2012 41437
Давно ли Вы катались на велике? А по льду??? 15 января у тебя бутет возможность не только покататься на велике по льду но ещё и получить за это призы!!!!!!!! СРОО «Вело-Город» приглашает всех на самое весёлое…
Конкурс «Мисс Вело-Город» признан лучшим социальным проектом 2011 годаКонкурс «Мисс Вело-Город» признан лучшим социальным проектом 2011 года 5 января 2012 45992
Конкурс «Мисс Вело-Город» признан лучшим социальным проектом 2011 года. Свердловская региональная общественная организация «Вело-Город» победила в конкурсе среди общественных организаций на лучший социальный проект 2011 года, проводимом Министерством…
Скейт-вело-парк «Вело-Город»Скейт-вело-парк «Вело-Город» 5 января 2012 64245
17 декабря 2011 года в на территории Екатеринбург ЭКСПО начал работать Скейт-вело-парк «Вело-Город», появилась долгожданная площадка благодаря усилиям актива СРОО «Вело-Город» и Правительству Свердловской области, на которой сейчас каждый день идет…
Реализация проекта — Центр экстремальных видов спортаРеализация проекта — Центр экстремальных видов спорта 5 января 2012 58868
Работа по реализации проекта — Центр экстремальных видов спорта будет продолжаться в Управлении капитального строительства Свердловской области, куда были переданы документы разработанные рабочей группой при Министерстве физической культуры, спорта и молодежной политики…
Соглашение с Министерством спортаСоглашение с Министерством спорта 5 января 2012 58504
11 ноября 2011 года Свердловская региональная общественная организация «Вело-Город» подписала соглашение о сотрудничестве с Министерством физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области. Предметом соглашения является — объединение…
Велосипед убьет диабетВелосипед убьет диабет 21 декабря 2011 42664
Всего три минуты в неделю на велосипеде могут притормозить развитие страшного недуга, установили исследователи из города Бат. Ученые университета английского города Бат в результате научных исследований установили, что развитие диабета второго типа могут затормозить…
В Италии, чтобы зажечь елку, нужно покрутить педали на велотренажереВ Италии, чтобы зажечь елку, нужно покрутить педали на велотренажере 21 декабря 2011 39881
В итальянском городке Лувильяно-ди-Торрелья (Luvigliano di Torreglia), расположенном недалеко от Падуи, рождественскую елку украсили иллюминацией, которая включается, только если покрутить педали на установленных рядом велотренажерах. Елка разместилась перед историческим…
с 17 декабря по 15 января в здании МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» будет работать экстрим парк и ледовый катокс 17 декабря по 15 января в здании МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» будет работать экстрим парк и ледовый каток 17 декабря 2011 42877
с 17 декабря по 15 января в здании МВЦ «Екатеринбург-ЭКСПО» Бульвар-ЭКСПО, д.2 (дальний розовый павильон) будет работать экстрим парк. Стоимость посещения парка 200р будни, 300р выходные, 3500р абонимент на месяц. Будет трасса для триала. На 99%…
November, 2024 Предыдущий месяц Следующий месяц
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Фотографии