Как сделать велосипед массовым

17 января 2013 56592
Как сделать велосипед массовым

По всеобщему убеждению, мы постепенно приближаемся к новой эпохе признания велосипеда городским транспортом. Прокаты велосипедов, изобилующие в городах Европы и Америки, медленно, но верно вносят свой вклад в развитие велоинфраструктуры и городского планирования. Тем не менее, до сих пор существуют непреодолимые препятствия на пути к голубой мечте о таком стиле жизни для горожан, как в блистательных образцах развитой велокультуры Копенгагена и Амстердама. Но мечта всё ближе.

Пришло время пополнить ряды велолюбителей. Итак, каким же образом нам удастся преобразовать мнение о езде на велосипеде по городу как занятие для гиков и чудаков — какими нас видят непосвящённые ― в привычное дело? Как же нам покорить сердца и умы?

Перевод статьи, написанной Микаэлем Колвилл-Андерсеном датско-канадским режиссёром, фотографом и экспертом городского транспортного движения в консалтинговой компании Copenhagenize.

Многое было сказано и написано о велозаездах «Критическая масса». Это потрясающая идея: демократическая от начала до конца и напоминающая о том, как была основана большая часть велоклубов начала XX-го века ― на социалистических и коммунистических принципах. Я, тем не менее, боюсь, что, как говорится, эта концепция слишком устарела.

Причина, по которой я не думаю, что «Критическая масса» и другие подобные ей акции являются эффективными в наши дни, заключается в том, что они не способны покорить сердце и разум. Они хотят заполучить улицы только для себя, но не для какого-нибудь Вани Обыкновенного.

Агрессивный и анархичный подходы играют только небольшую роль в искусстве убеждения автомобилистов ― потенциальных велосипедистов ―, что езда на велосипеде — это непередаваемое удовольствие для всех. Надменность, которая часто присуща правым фундаменталистам, неэффективна. На мой взгляд, участники таких мероприятий редко выглядят счастливыми, а ведь чертовски сложно не выглядеть счастливым на велосипеде.

Есть гораздо более эффективный способ приблизиться к культуре, приятной всем. Это то, что я называю в какой-то степени революционным — «просто ездить на своём велосипеде». На обычном велосипеде. В обычной одежде. Так же, как все те сотни тысяч жителей Европы — от Феррары (Италия) на юге, до Тронхейма (Норвегия) на севере ― ездят каждый день. Сработает ли это? Конечно же, да!

Войдите в положение Вани Обыкновенного. Этого невозможного супергероя.

Ваня ― среднестатистический горожанин в автомобильном обществе, который ездит на машине до работы каждый день. Как и подавляющее большинство населения планеты, он не экологический активист и вряд ли когда-нибудь им станет. Единственная причина, которая способна заставить его променять автомобиль на что-то другое, ― повышенная цена на горючее. О чём думает Ваня, когда видит велосипедиста-хардкорщика на специальном велосипеде или, например, фиксера, который проезжает мимо его автомобиля? Разве он подумает: «Хм… А ведь я бы тоже мог доехать до работы на велосипеде…». Маловероятно, что он смог бы увидеть на месте такого велосипедиста себя самого. Что он наверняка увидит, так это участника очередной субкультуры, активистов, которые носят одежду, кардинально отличающуюся от его, и ездят на велосипедах, которые совершенно не похожи на тот, на который он сам мог бы сесть.

Ваня убедится в том, что езда на велосипеде означает сопричастность элитарной субкультуре, которая вкладывает немалые средства в обеспечение себя необходимыми приспособлениями, в специальную экипировку и тратит целое состояние на покупку изысканного велосипеда. Хуже всего то, что Ваня будет думать, что высказывает какой-то протест, передвигаясь на велосипеде. Но Ваня Обыкновенный не хочет протестовать. Он просто хочет жить своей жизнью, а не взбираться по намыленной верёвке. Если, например, дорога до дома Вани перекрыта из-за какого-то велопротеста, митинга или парада, он разозлиться и мы просто потеряем его.

А теперь давайте представим, что Ваня Обыкновенный, стоя в пробке, видит другого парня, который проезжает мимо на велосипеде одетый в рубашку и галстук, а к багажнику у него прикреплён дипломат. Он не собирается устанавливать скоростные рекорды и единственный аксессуар, который он надел, — велосипедные зажимы для штанов и, если вам так угодно, шлем. Просто для того, чтобы управлять риском, а не подвергать себя ему. А, да, и велосипед его очень напоминает тот, который давно пылится у нашего Вани в гараже.

Чуть позже мимо проезжает девушка на изящном городском велосипеде с плетёной корзинкой. На ней красивая юбка и стильные туфли и она слушает свой iPod. В этот момент Ваня Обыкновенный думает: «Я могу это. Ехать-то всего 15 км. Этот парень выглядит так же, как и я. А эта девушка едет так легко…»

Ваня увидит своё собственное отражение в таких велосипедистах, сможет представить себя на их месте. Для того чтобы поехать на работу, ему нужно будет только вытащить свой велосипед из гаража, подкачать шины, купить зажимы для брюк и, может быть, шлем. Гораздо за меньший срок, чем он добирается на работу на машине, он доедет на велосипеде. Ему не надо будет высказывать никакие протесты. Он просто будет ещё одним велосипедистом, который едет к себе в офис, он сможет влиться в городской ландшафт и делать что-то хорошее для планеты и себя самого без всяких демонстраций и митингов в своей жизни.

Это Ваня Обыкновенный и его коллеги и друзья, которые будут заканчивать свой день спасением планеты, если им только дать такой шанс. И это задача всех нас ― выбрать путь вдохновения таких людей, вместо привычного отчуждения их от велокультуры.

* * *

В оригинальном названии статьи ― Critical Mess ― использована игра слов. Mass в названии известных протестных велозаездов Critical Mass (англ. Критическая масса) заменено на созвучное mess (англ. неразбериха, беспорядок).

По материалам портала Letsbikeit.ru

rssRSS-канал новостей Вело-Города

Добавить свой комментарий

 

Другие новости

Концептуальный шоссейный велосипед Range Rover EvoqueКонцептуальный шоссейный велосипед Range Rover Evoque 12 сентября 2012 57873
Производитель роскошных внедорожников Land Rover довольно успешно выходит на велосипедный рынок в этом году с новым Range Rover Evoque Concept Road Bike.Новинка построена в сотрудничестве с Karbona и использует передовые технологии позаимствованные из Формула-1. Рама из углеродного…
Праздник бега на ТаганкеПраздник бега на Таганке 11 сентября 2012 58789
10 сентября 2012 года в Таганском районе Москвы прошло ежегодное спортивное мероприятие «Праздник бега на Таганке». В рамках спортивного праздника состоялась открытая шоссейная велосипедная гонка — критериум «Таганское велокольцо». Дистанция…
На выставке Eurobike 2012 представлен самый дорогой в мире велосипедНа выставке Eurobike 2012 представлен самый дорогой в мире велосипед 1 сентября 2012 57978
В Германии стартовала выставка Евробайк 2012. В рамках выставки определен самый дорогой велосипед - им стал кастомный A2J Rolo. Велосипед сделан из карбона и весит всего 5 кг. Цена - 20 тысяч евро (более 800 тысяч рублей). Напомним, выставка проходит с 29 августа по 1 сентября и является…
Лэнс Армстронг победил рак, но не допинговую службуЛэнс Армстронг победил рак, но не допинговую службу 28 августа 2012 62780
Лучший велогонщик современности, победивший рак, но оказавшийся бессильным в борьбе с антидопинговыми службами.  Легендарный американский велогонщик Лэнс Армстронг рассказал о том, почему решил не продолжать борьбу с Американским антидопинговым агентством (USADA) по своему делу,…
Легендарная финская марка Helkama на рынке УралаЛегендарная финская марка Helkama на рынке Урала 22 августа 2012 71802
Совсем скоро наступит золотая осенняя пора. Самое время для неспешных прогулок на комфортных городских велосипедах финской марки Helkama. Велосипеды этой марки производятся с 1905 года. Опыт производства насчитывает более 105-ти лет. Велосипеды Helkama предназначены для спокойного и комфортного…
Новая скоростная трасса для маунтинбайка появилась на одном из склонов горы БелойНовая скоростная трасса для маунтинбайка появилась на одном из склонов горы Белой 19 июля 2012 56369
Близ Нижнего Тагила, на территории горнолыжного комплекса «гора Белая» проложена новая скоростная трасса для маунтинбайка. Насыщенная деревянными конструкциями и контр-уклонами, она станет хорошим продолжением истории развития велосипедного фрирайда на Урале. Отметим,…
Новый мини скейт-парк на открытом воздухе появился в ЕкатеринбургеНовый мини скейт-парк на открытом воздухе появился в Екатеринбурге 19 июля 2012 59137
Новый мини скейт-парк на открытом воздухе появился в Екатеринбурге. Так, по адресу Сулимова, 6 теперь можно увидеть четыре фигуры, которые будут интересны всем, что любит маунтинбайк и BMX. В наличии: скатка, фанбокс, квотер, перила для джиббинга. Расположился мини…
Чемпионат России по даунхиллу — уральский ГЛЦ готовится принять крупнейшее велоэкстрим-событие страныЧемпионат России по даунхиллу — уральский ГЛЦ готовится принять крупнейшее велоэкстрим-событие страны 12 июля 2012 56969
На территории горнолыжного комплекса «Металлург-Магнитогорск», с 17 по 22 июля будет проходить событие, которое по праву можно назвать одним из самых громких в мире отечественного экстремального маунтинбайка. Чемпионат России…
«Bicycle Live Party» — близ Екатеринбурга состоялся яркий водный вело-контест«Bicycle Live Party» — близ Екатеринбурга состоялся яркий водный вело-контест 12 июля 2012 55854
Близ Екатеринбурга, на территории пляжа «Ялта», 7 июля, прошло уникальное событие — «Bicycle Live Party». Вкратце это — прыжки на велосипедах в воду, выступление отличных музыкальных рок-групп, замечательные ведущие и просто…
Велосипедная нор-шор трасса на горнолыжном комплексе «Уктус» переживает не лучшие временаВелосипедная нор-шор трасса на горнолыжном комплексе «Уктус» переживает не лучшие времена 12 июля 2012 57767
Велосипедная нор-шор трасса на горнолыжном комплексе «Уктус» переживает не лучшие времена. Конструкции для катания не ремонтируются, а то, что есть сегодня, не ценится молодым поколением райдеров. «Уктус» переживает регресс — если так…
November, 2024 Предыдущий месяц Следующий месяц
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Фотографии