Как сделать велосипед массовым

17 января 2013 56595
Как сделать велосипед массовым

По всеобщему убеждению, мы постепенно приближаемся к новой эпохе признания велосипеда городским транспортом. Прокаты велосипедов, изобилующие в городах Европы и Америки, медленно, но верно вносят свой вклад в развитие велоинфраструктуры и городского планирования. Тем не менее, до сих пор существуют непреодолимые препятствия на пути к голубой мечте о таком стиле жизни для горожан, как в блистательных образцах развитой велокультуры Копенгагена и Амстердама. Но мечта всё ближе.

Пришло время пополнить ряды велолюбителей. Итак, каким же образом нам удастся преобразовать мнение о езде на велосипеде по городу как занятие для гиков и чудаков — какими нас видят непосвящённые ― в привычное дело? Как же нам покорить сердца и умы?

Перевод статьи, написанной Микаэлем Колвилл-Андерсеном датско-канадским режиссёром, фотографом и экспертом городского транспортного движения в консалтинговой компании Copenhagenize.

Многое было сказано и написано о велозаездах «Критическая масса». Это потрясающая идея: демократическая от начала до конца и напоминающая о том, как была основана большая часть велоклубов начала XX-го века ― на социалистических и коммунистических принципах. Я, тем не менее, боюсь, что, как говорится, эта концепция слишком устарела.

Причина, по которой я не думаю, что «Критическая масса» и другие подобные ей акции являются эффективными в наши дни, заключается в том, что они не способны покорить сердце и разум. Они хотят заполучить улицы только для себя, но не для какого-нибудь Вани Обыкновенного.

Агрессивный и анархичный подходы играют только небольшую роль в искусстве убеждения автомобилистов ― потенциальных велосипедистов ―, что езда на велосипеде — это непередаваемое удовольствие для всех. Надменность, которая часто присуща правым фундаменталистам, неэффективна. На мой взгляд, участники таких мероприятий редко выглядят счастливыми, а ведь чертовски сложно не выглядеть счастливым на велосипеде.

Есть гораздо более эффективный способ приблизиться к культуре, приятной всем. Это то, что я называю в какой-то степени революционным — «просто ездить на своём велосипеде». На обычном велосипеде. В обычной одежде. Так же, как все те сотни тысяч жителей Европы — от Феррары (Италия) на юге, до Тронхейма (Норвегия) на севере ― ездят каждый день. Сработает ли это? Конечно же, да!

Войдите в положение Вани Обыкновенного. Этого невозможного супергероя.

Ваня ― среднестатистический горожанин в автомобильном обществе, который ездит на машине до работы каждый день. Как и подавляющее большинство населения планеты, он не экологический активист и вряд ли когда-нибудь им станет. Единственная причина, которая способна заставить его променять автомобиль на что-то другое, ― повышенная цена на горючее. О чём думает Ваня, когда видит велосипедиста-хардкорщика на специальном велосипеде или, например, фиксера, который проезжает мимо его автомобиля? Разве он подумает: «Хм… А ведь я бы тоже мог доехать до работы на велосипеде…». Маловероятно, что он смог бы увидеть на месте такого велосипедиста себя самого. Что он наверняка увидит, так это участника очередной субкультуры, активистов, которые носят одежду, кардинально отличающуюся от его, и ездят на велосипедах, которые совершенно не похожи на тот, на который он сам мог бы сесть.

Ваня убедится в том, что езда на велосипеде означает сопричастность элитарной субкультуре, которая вкладывает немалые средства в обеспечение себя необходимыми приспособлениями, в специальную экипировку и тратит целое состояние на покупку изысканного велосипеда. Хуже всего то, что Ваня будет думать, что высказывает какой-то протест, передвигаясь на велосипеде. Но Ваня Обыкновенный не хочет протестовать. Он просто хочет жить своей жизнью, а не взбираться по намыленной верёвке. Если, например, дорога до дома Вани перекрыта из-за какого-то велопротеста, митинга или парада, он разозлиться и мы просто потеряем его.

А теперь давайте представим, что Ваня Обыкновенный, стоя в пробке, видит другого парня, который проезжает мимо на велосипеде одетый в рубашку и галстук, а к багажнику у него прикреплён дипломат. Он не собирается устанавливать скоростные рекорды и единственный аксессуар, который он надел, — велосипедные зажимы для штанов и, если вам так угодно, шлем. Просто для того, чтобы управлять риском, а не подвергать себя ему. А, да, и велосипед его очень напоминает тот, который давно пылится у нашего Вани в гараже.

Чуть позже мимо проезжает девушка на изящном городском велосипеде с плетёной корзинкой. На ней красивая юбка и стильные туфли и она слушает свой iPod. В этот момент Ваня Обыкновенный думает: «Я могу это. Ехать-то всего 15 км. Этот парень выглядит так же, как и я. А эта девушка едет так легко…»

Ваня увидит своё собственное отражение в таких велосипедистах, сможет представить себя на их месте. Для того чтобы поехать на работу, ему нужно будет только вытащить свой велосипед из гаража, подкачать шины, купить зажимы для брюк и, может быть, шлем. Гораздо за меньший срок, чем он добирается на работу на машине, он доедет на велосипеде. Ему не надо будет высказывать никакие протесты. Он просто будет ещё одним велосипедистом, который едет к себе в офис, он сможет влиться в городской ландшафт и делать что-то хорошее для планеты и себя самого без всяких демонстраций и митингов в своей жизни.

Это Ваня Обыкновенный и его коллеги и друзья, которые будут заканчивать свой день спасением планеты, если им только дать такой шанс. И это задача всех нас ― выбрать путь вдохновения таких людей, вместо привычного отчуждения их от велокультуры.

* * *

В оригинальном названии статьи ― Critical Mess ― использована игра слов. Mass в названии известных протестных велозаездов Critical Mass (англ. Критическая масса) заменено на созвучное mess (англ. неразбериха, беспорядок).

По материалам портала Letsbikeit.ru

rssRSS-канал новостей Вело-Города

Добавить свой комментарий

 

Другие новости

Велосипедист и его кошка 7 июня 2013 51433
Руди Салдиа любит ездить на велосипеде. А еще он очень любит свою кошку Мэри Джейн. Поэтому он нашел способ совмещать эти две привязанности в своей жизни. Теперь он катается на любимом велосипеде, а его любимица сидит у него на плече. Руди брал Мэри Джейн в такие велосипедные прогулки еще, когда…
Велосипед с турбо-ускорителем 26 мая 2013 57196
Французский экстремал François Gissy совместно со швейцарской компанией Exotic Thermo Engineering сконструировал велосипед с ракетным двигателем, и установил на нем рекорд скорости в 262 км/ч, обогнав на заброшенной взлетно-посадочной полосе спортивный автомобиль. В качестве топлива…
Москва открыла велосипедный сезон. «Велобульвар» 2013 14 мая 2013 51455
11 мая в Москве состоялось грандиозное событие для любителей экологически чистого транспорта - общегородской велосипедный праздник «Велобульвар». С 12:00 до 20:00 сотни велосипедистов катались по бульварам в центре столицы, которые специально закрыли для движения автомобилей. Были…
Банк Москвы организует пункты проката велосипедовБанк Москвы организует пункты проката велосипедов 18 апреля 2013 60387
Банк Москвы объявил о начале реализации проекта «Велобайк», в рамках которого будет создана сеть сезонного проката велосипедов в городе. Такая информация содержится в сообщении кредитной организации. Проект реализуется совместно с Департаментом транспорта Москвы. Первые станции в…
В столице заработает сеть бесплатного велопрокатаВ столице заработает сеть бесплатного велопроката 18 апреля 2013 49969
Для нее уже закупили больше тысячи велосипедов С мая горожане смогут взять велосипед в одном пункте проката и вернуть в другом, как это делается во многих европейских городах. фото: Кирилл Искольдский Созданием сети проката велосипедов занимается столичный…
Велосипед на Кавказе важнее девушки: видеоВелосипед на Кавказе важнее девушки: видео 18 апреля 2013 55962
Обычная история, которая могла произойти в любом населенном пункте на Северном Кавказе: девушку, двигающуюся по дороге на красивом велосипеде, «подрезают» сразу четыре автомобиля с дагестанскими номерами. Она понимает, что происходит и реагирует: «Да отстаньте вы от меня! Я…
За что штрафуют велосипедистов в ГерманииЗа что штрафуют велосипедистов в Германии 11 апреля 2013 53360
В Германии повысили штрафы за нарушения правил парковки и за нерадивое поведение на велосипеде. Изменения вступили в силу с 1 апреля. И это - не шутка, информирует Deutsche Welle. 1 апреля 2013 года в Германии вступили в силу изменения, касающиеся "дорожных" штрафов. Большинство из них…
Велоинфраструктура Москвы развивается в полном объемеВелоинфраструктура Москвы развивается в полном объеме 11 апреля 2013 49824
В центре Москвы оборудуют 11 станций велопроката. Они разместятся на Бульварном кольце, на отрезке от Гоголевского до Тверского бульвара. В настоящее время в префектуре Центрального округа рассматриваются проектные предложения по размещению пунктов проката. Они будут расположены, в частности, на…
В Чехии появилась автоматизированная парковка для велосипедовВ Чехии появилась автоматизированная парковка для велосипедов 8 апреля 2013 53005
Первая в Чехии автоматизированная 7-этажная парковка для велосипедов появилась в городе Градец Кралове. Чтобы оставить велосипед «на постой», достаточно лишь оплатить парковочное место – все остальное сделает автоматика. Система умеет разворачивать велосипед на 360…
Саакашвили сломал руку во время велосипедной прогулки по СтамбулуСаакашвили сломал руку во время велосипедной прогулки по Стамбулу 8 апреля 2013 49428
Как сообщают некоторые СМИ, президент Грузии Михаил Саакашвили получил серьезную травму во время своего визита в Стамбул. Глава государства выехал на велосипедную прогулку и сломал руку. Инцидент произошел 7 апреля, однако, известно о нем стало только сейчас. Из-за полученной травмы в…
November, 2024 Предыдущий месяц Следующий месяц
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Фотографии