Как сделать велосипед массовым

17 января 2013 56452
Как сделать велосипед массовым

По всеобщему убеждению, мы постепенно приближаемся к новой эпохе признания велосипеда городским транспортом. Прокаты велосипедов, изобилующие в городах Европы и Америки, медленно, но верно вносят свой вклад в развитие велоинфраструктуры и городского планирования. Тем не менее, до сих пор существуют непреодолимые препятствия на пути к голубой мечте о таком стиле жизни для горожан, как в блистательных образцах развитой велокультуры Копенгагена и Амстердама. Но мечта всё ближе.

Пришло время пополнить ряды велолюбителей. Итак, каким же образом нам удастся преобразовать мнение о езде на велосипеде по городу как занятие для гиков и чудаков — какими нас видят непосвящённые ― в привычное дело? Как же нам покорить сердца и умы?

Перевод статьи, написанной Микаэлем Колвилл-Андерсеном датско-канадским режиссёром, фотографом и экспертом городского транспортного движения в консалтинговой компании Copenhagenize.

Многое было сказано и написано о велозаездах «Критическая масса». Это потрясающая идея: демократическая от начала до конца и напоминающая о том, как была основана большая часть велоклубов начала XX-го века ― на социалистических и коммунистических принципах. Я, тем не менее, боюсь, что, как говорится, эта концепция слишком устарела.

Причина, по которой я не думаю, что «Критическая масса» и другие подобные ей акции являются эффективными в наши дни, заключается в том, что они не способны покорить сердце и разум. Они хотят заполучить улицы только для себя, но не для какого-нибудь Вани Обыкновенного.

Агрессивный и анархичный подходы играют только небольшую роль в искусстве убеждения автомобилистов ― потенциальных велосипедистов ―, что езда на велосипеде — это непередаваемое удовольствие для всех. Надменность, которая часто присуща правым фундаменталистам, неэффективна. На мой взгляд, участники таких мероприятий редко выглядят счастливыми, а ведь чертовски сложно не выглядеть счастливым на велосипеде.

Есть гораздо более эффективный способ приблизиться к культуре, приятной всем. Это то, что я называю в какой-то степени революционным — «просто ездить на своём велосипеде». На обычном велосипеде. В обычной одежде. Так же, как все те сотни тысяч жителей Европы — от Феррары (Италия) на юге, до Тронхейма (Норвегия) на севере ― ездят каждый день. Сработает ли это? Конечно же, да!

Войдите в положение Вани Обыкновенного. Этого невозможного супергероя.

Ваня ― среднестатистический горожанин в автомобильном обществе, который ездит на машине до работы каждый день. Как и подавляющее большинство населения планеты, он не экологический активист и вряд ли когда-нибудь им станет. Единственная причина, которая способна заставить его променять автомобиль на что-то другое, ― повышенная цена на горючее. О чём думает Ваня, когда видит велосипедиста-хардкорщика на специальном велосипеде или, например, фиксера, который проезжает мимо его автомобиля? Разве он подумает: «Хм… А ведь я бы тоже мог доехать до работы на велосипеде…». Маловероятно, что он смог бы увидеть на месте такого велосипедиста себя самого. Что он наверняка увидит, так это участника очередной субкультуры, активистов, которые носят одежду, кардинально отличающуюся от его, и ездят на велосипедах, которые совершенно не похожи на тот, на который он сам мог бы сесть.

Ваня убедится в том, что езда на велосипеде означает сопричастность элитарной субкультуре, которая вкладывает немалые средства в обеспечение себя необходимыми приспособлениями, в специальную экипировку и тратит целое состояние на покупку изысканного велосипеда. Хуже всего то, что Ваня будет думать, что высказывает какой-то протест, передвигаясь на велосипеде. Но Ваня Обыкновенный не хочет протестовать. Он просто хочет жить своей жизнью, а не взбираться по намыленной верёвке. Если, например, дорога до дома Вани перекрыта из-за какого-то велопротеста, митинга или парада, он разозлиться и мы просто потеряем его.

А теперь давайте представим, что Ваня Обыкновенный, стоя в пробке, видит другого парня, который проезжает мимо на велосипеде одетый в рубашку и галстук, а к багажнику у него прикреплён дипломат. Он не собирается устанавливать скоростные рекорды и единственный аксессуар, который он надел, — велосипедные зажимы для штанов и, если вам так угодно, шлем. Просто для того, чтобы управлять риском, а не подвергать себя ему. А, да, и велосипед его очень напоминает тот, который давно пылится у нашего Вани в гараже.

Чуть позже мимо проезжает девушка на изящном городском велосипеде с плетёной корзинкой. На ней красивая юбка и стильные туфли и она слушает свой iPod. В этот момент Ваня Обыкновенный думает: «Я могу это. Ехать-то всего 15 км. Этот парень выглядит так же, как и я. А эта девушка едет так легко…»

Ваня увидит своё собственное отражение в таких велосипедистах, сможет представить себя на их месте. Для того чтобы поехать на работу, ему нужно будет только вытащить свой велосипед из гаража, подкачать шины, купить зажимы для брюк и, может быть, шлем. Гораздо за меньший срок, чем он добирается на работу на машине, он доедет на велосипеде. Ему не надо будет высказывать никакие протесты. Он просто будет ещё одним велосипедистом, который едет к себе в офис, он сможет влиться в городской ландшафт и делать что-то хорошее для планеты и себя самого без всяких демонстраций и митингов в своей жизни.

Это Ваня Обыкновенный и его коллеги и друзья, которые будут заканчивать свой день спасением планеты, если им только дать такой шанс. И это задача всех нас ― выбрать путь вдохновения таких людей, вместо привычного отчуждения их от велокультуры.

* * *

В оригинальном названии статьи ― Critical Mess ― использована игра слов. Mass в названии известных протестных велозаездов Critical Mass (англ. Критическая масса) заменено на созвучное mess (англ. неразбериха, беспорядок).

По материалам портала Letsbikeit.ru

rssRSS-канал новостей Вело-Города

Добавить свой комментарий

 

Другие новости

О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской ФедерацииО внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации 31 марта 2014 46918
Проект постановления «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации» подготовлен Минтрансом России. Постановлением уточняются определения терминов «Велосипед», «Мопед», «Механическое транспортное средство»,…
Трицикл для внедорожной ездыТрицикл для внедорожной езды 28 марта 2014 53050
Давненько мы не рассказывали вам про интересные байки! Держите – трицикл! Это - специальный и уникальный в своем роде трехколесный велосипед, разработанный для езды по снегу и песку. Особенность байка в необычной конструкции. Сзади расположено одно колесо, а впереди — два. На ободья…
В Екатеринбурге при неясных обстоятельствах погиб велосипедистВ Екатеринбурге при неясных обстоятельствах погиб велосипедист 27 марта 2014 49108
В Екатеринбурге при странных обстоятельствах погиб велосипедист. Произошло это на перекрестке улиц Московская — Объездная. «Велосипедист правее и ниже светофора. Лежал неподвижно головой вниз, без движения. Рядом велосипед валялся. То ли его туда отбросило,…
Первый в этом году ВЕЛО-КВЕСТ от Вело-Города!Первый в этом году ВЕЛО-КВЕСТ от Вело-Города! 26 марта 2014 43554
Многие велосипедисты успели соскучиться по массовым мероприятиям, устали от зимы и душных офисов - вперед же, катать и развлекаться! 29 марта МОО «Вело-Город» организует  увлекательный Вело-квест! В 14.00 все желающие велосипедисты соберутся у памятника «Черный…
Правительство поправит ПДД в пользу велосипедистовПравительство поправит ПДД в пользу велосипедистов 25 марта 2014 46244
Минтранс России сегодня представил доработанный проект постановления правительства РФ о внесении масштабных изменений  в Правила дорожного движения, касающихся велосипедистов. В том числе им официально разрешат ездить по проезжей части, а водителей обяжут пропускать их на поворотах.  В…
Складной электровелосипед с зарядкой мобильных устройств GiBikeСкладной электровелосипед с зарядкой мобильных устройств GiBike 21 марта 2014 47178
В последнее время появляется достаточно большое количество различных идей по поводу велосипедов, что и не удивительно: во многих странах они являются очень популярным средством передвижения и не загрязняют окружающую среду. В сети появился еще один подобный концепт. Разработчики GiBike…
Крытые велобоксы и велогаражи в МосквеКрытые велобоксы и велогаражи в Москве 20 марта 2014 50363
Департамент транспорта предложил организовать крытые велопарковки на ТПУ и во дворах. Специальные крытые велобоксы и велогаражи появятся в Москве на транспортно-пересадочных узлах и во дворах жилых домов в ближайшее время. В них горожане смогут оставлять свои велосипеды на хранение. Как…
HALFBIKE!HALFBIKE! 20 марта 2014 56459
В  Kickstarter идёт сбор средств на организацию производства необычного персонального транспортного средства — полувелосипеда-трицикла Halfbike, как его окрестили разработчики. У байка нет ни сиденья, ни привычного руля. Ездить предлагается стоя, вращая педали, приводящие в движение…
Велосипедные планы ЛондонаВелосипедные планы Лондона 19 марта 2014 49522
Мэр Лондона Борис Джонсон — экстравагантный политик-популист, шоумен и велосипедист, намерен вложить около миллиарда фунтов в превращение Лондона в город велосипедистов. Пример берется с Амстредама, но, поскольку в Лондоне нет таких исторических велосипедных традиций, как в Голландии, где…
"Школа Велобизнеса" в лицах!"Школа Велобизнеса" в лицах! 18 марта 2014 47706
«Школа Велобизнеса» - что это, зачем это и почему ты это должен попробовать? Помните известное выражение Конфуция: «Выбери себе работу по душе, и тебе не придется работать ни одного дня в своей жизни». Именно это мы  и предлагаем сделать Вам, людям, вовлеченным в…
November, 2024 Предыдущий месяц Следующий месяц
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Фотографии