Эксперты о велорезине: что такое аквапланирование и как с помощью покрышек превратить хардтейл в двухподвес?

6 июня 2017 31356
Эксперты о велорезине: что такое аквапланирование и как с помощью покрышек превратить хардтейл в двухподвес?

Итак, вы вновь стоите в веломагазине, окидывая взглядом ряды покрышек и тщетно пытаясь сориентироваться в манящем разнообразии моделей. Десятки форм, размеров, рисунков, цен – где-то среди них затерялись те самые, идеальные. Знакомая ситуация? Чтобы облегчить ваш выбор и предостеречь от ошибок, сегодня мы проводим подробную экскурсию по всем видам велосипедных покрышек вместе с Александром Мотовиловым, директором веломагазина «Гравити» и консультантом Георгием Бунтури.

Анатомия покрышки: чем дорогая резина отличается от бюджетной?

В магазинах с большим ассортиментом у одного вида покрышки порой насчитывается 5-6 модификаций - визуально идентичных, но ощутимо отличающихся по цене. Так в чем же разница?

А разница начинается внутри – там, где под протектором, внешним слоем резины, прячутся корд, антипрокольный слой и бортовые кольца. Давайте разбираться, как всё это влияет на комфорт и безопасность катания.

Корд. Это силовая часть покрышки, её основа, отвечающая за вес и п

лотность. Корд представляет собой переплетение нитей (чаще всего нейлоновых или кевларовых) и характеризуется показателем TPI – их количеством на дюйм. Покрышка с высоким TPI, то есть более плотным плетением, меньше деформируется, лучше защищена от проколов и способна выдерживать большее давление в камере. Например, 120 TPI позволяют накачать камеру до 8 атмосфер! На бюджетных покрышках этот показатель  указывают довольно редко – но в среднем он составляет от 25-30 до 40-50 TPI.

Что интересно, плотность плетения не всегда влияет на вес: кевларовые нити в дорогих моделях не только более прочные, но и более легкие – покрышка со 100 такими нитями на квадрат может весить даже меньше, чем с 10 - из дешевого материала!

Антипрокольный слой. Расположен по центру покрышки и особо ярко выражен у шоссейной резины. В среднебюджетных вариантах это может быть просто наслоение резины, в моделях подороже – дополнительные армирующие вещества, например, всё тот же кевлар.

Бортовые кольца. Их часто ошибочно называют кордом – на деле же это каркас борта, помогающий покрышке держать форму: он делается из металла или кевлара (в этом случае  покрышку можно спокойно сгибать и возить с собой как запаску).

Если ваш кошелек грустно вздохнул после этих строк, не спешите расстраиваться вслед за ним – дорогие материалы в покрышках актуальны в первую очередь для профессиональных райдеров. Если вы не участвуете в соревнованиях, где секунды и граммы веса могут стать решающими - то, конечно, не обязательно платить за них огромные деньги. Но в любом случае, надежная «начинка» покрышек – залог их долгой службы и максимально комфортного и безопасного катания.

О воддотведении и аквапланировании

Немного занимательной физики: в дождь при быстрой езде велосипед не всегда успевает «продавить» своим весом воду, в результате чего она становится прослойкой между покрышкой и асфальтом. Велосипедист как бы планирует по воде - и управляемость, естественно, резко падает.

Что необходимо в таких случаях? Какие-то «пути отступления» воды из-под колеса: это реализуется промежутками в рельефе покрышки. Если вы бесстрашный «всепогодник» - обращайте внимание на рисунок  протектора с характерными галочками: это и есть система водоотведения. Она позволяет воде вытесняться, и уводит брызги в стороны, делая струю по центру минимальной. Чем крупнее протектор и больше промежутки в его рельефе – тем лучше он предохраняет от «аквапланирования».

Слики: для любителей скорости

Слики пришли к нам из шоссейного мира, где в приоритете высокая скорость, а значит – максимально гладкая поверхность покрышки, не создающая лишнего трения при езде. Такая резина подойдет велосипедистам, чьи маршруты пролегают в основном по городу и автотрассам. Впрочем, не стоит верить мифам о бесполезности сликов на природном ландшафте: они вполне справятся и с легким бездорожьем наподобие твердого сухого грунта.

У этих покрышек так же существует система водоотведения - правда, больше для самоуспокоения: вырисовывать «работающие» узоры на такой тонкой резине практически нереально. Зато благодаря почти гладкой поверхности покрышки вода вырывается из-под нее вверх ровной струей. А значит, извечную проблему забрызганной спины можно легко решить, установив широкие крылья.

Полуслики: для универсалов

На сегодня полуслики - самый популярный вариант, представленный в веломагазинах множеством модификаций. От сликов им досталась гладкая центральная дорожка, позволяющая развивать хорошую скорость на асфальте, а от кантрийной резины – боковые шипы, которые начинают работать при заезде на мягкий грунт.

Полуслики обеспечивают легкий накат и комфортное катание, не требующее больших физических затрат: они станут удачным вариантом для круизеров и некоторых горных велосипедов, чьи владельцы не планируют покорять рытвины и ухабы.

Кстати, не всегда центральная дорожка полуслика должна блистать зеркальной гладкостью: порой на её месте тоже могут находиться шипы, только очень маленькой толщины и высоты. Главный параметр, по которому можно вычислить правильный полуслик – бока такой покрышки всегда более агрессивны по сравнению с центром.

Кросс-кантрийная резина: для любителей бездорожья

Если же с городских дорог вас всё чаще тянет завернуть в соседний лес и поскакать по кочкам, то идеальным выбором станет кросс-кантрийная резина. Небольшой вес, тонкие стенки, прекрасное сцепление на стабильном грунте – именно такие покрышки производители ставят на большинство горных велосипедов начального уровня.

Единственный минус, с которым придется смириться – снижение скоростных характеристик: на ровных дорогах эта резина уступает полусликам, на особенно сложном бездорожье – «агрессивным» покрышкам. 

Агрессивная резина: для экстремалов

Лесные тропки потихоньку сменяются скалистыми холмами, болотистыми участками и диким буреломом? Самое время перейти на мощные покрышки со «злым» протектором: они призваны выдерживать ударные нагрузки и работать с камнями, корнями и прочим агрессивным ландшафтом. Шипы здесь выше, а стенки толще, чтобы избежать боковых порезов.

Однако не стоит гнаться за «надежностью» таких покрышек без надобности. Изначально они ориентированы на даунхилл, экстремальный горный спуск – и поэтому легкий вес тут принесен в жертву улучшенной сцепляемости,

Для велотуризма и поездок по грязи прекрасно подойдет кросс-кантрийная резина или даже полуслики, которые не добавят лишних килограмм и сохранят приемлемый накат на асфальте.

Зимняя резина: для тех, кто не закрывает сезон

Прародителем привычных нам шипованных покрышек стала фирма Nokian в 1963 году. С тех пор развитие зимней резины пошло в двух направлениях: сейчас любителям помесить снежок предлагают традиционную резину с шипами или просто очень агрессивный протектор. Некоторые велеры их смешивают: ставят шипованную на переднее колесо, чтобы избежать опасных заносов, а заднее дополняют мощным протектором.

Впрочем, многие без проблем побеждают снег и лед на обычной кросс-кантрийной резине. Но тут нужно тонко чувствовать свое тело и велосипед, управляя ими в идеально сбалансированном симбиозе – а это результат не одной зимы. Правильно падать, кстати, тоже нужно уметь: это совсем не больно благодаря снегу и слоям одежды, но неумение вовремя сгруппироваться может привести к печальным последствиям.

Поэтому шипованные покрышки – отличный вариант для начинающих зимних райдеров. Они тяжелые, заметно снижают скорость, но однозначно надежны и на снегу, и на льду.

Стритовая резина: для трюкачей

У велосипедистов, занимающихся триалом и стритом, тоже свои требования к параметрам велосипеда: он должен сохранять легкий накат на асфальте и при этом иметь хорошее сцепление с поверхностью. Так появился характерный «стритовый» рисунок - плоские шашечки.

Фэтбайк и плюс сайз: когда размер имеет значение

Прежде всего, не стоит путать широкую резину для фэтбайков с резиной плюс сайз: последняя имеет ширину 3-3,2 дюйма и является увеличенной модификацией стандартных покрышек, чьи размеры  - 1,75-2,125 дюйма.

Помимо того, что плюс сайз обладают повышенной проходимостью (снова привет, любители бездорожья!), они еще и способны превратить ваш хардтейл в простенький двухподвес. Низкое давление в камере, на которое они рассчитаны (2-2,5 атмосфер) амортизирует велосипед на целых 2-3 сантиметра!

С фэтбайками история немного другая: изначально они задумывались как велосипеды для езды по снегу или болоту, что и послужило причиной поистине внедорожной ширины покрышек - 3,5-4,8 дюйма. Рисунок их протектора имеет поперечные выступы для преодоления грязи, а о водоотведении даже говорить не приходится: широкие расстояния между высокими шипами способны пропускать через себя целые реки.

Впрочем, последнее время велосипедисты начали активно использовать фэтбайки и в городской среде – так что не исключено, что скоро производители удивят нас полусликами и сликами для фэтов.

Кстати, о моде

Пытаясь поймать разбегающиеся перед витриной глаза, нужно помнить: не каждое расположение шипика несет в себе скрытый смысл. В велосипедном мире тоже существует своя мода, которая время от времени спускается с горных вершин Red Bull Rampage и со свистом врывается на велосипедный рынок с дорог Tour De France. После объявления результатов неминуемо начинается «разбор запчастей» чемпионов - и вот тогда веломагазины активно наводняются новым товаром.

В других случаях производители ухватываются за чью-то оригинальную идею и начинают массово её тиражировать, как это произошло с покрышкой Flame от мирового бренда Kenda. Необычный рисунок, напоминающий языки пламени, на деле работает не эффективнее стандартного полуслика – но уже успел обзавестись шестью моделями-последователями.

Как понять, что покрышку пора менять

Главным источником проблем, особенно в бюджетных покрышках, обычно становится корд: трескаясь, его нити в лучшем случае начинают торчать наружу, а в худшем – внутрь, регулярно пробивая камеру. Вдобавок поврежденный корд неизбежно меняет геометрию покрышки: из-за неравномерно распределенного давления она начинает сидеть «восьмеркой», а велосипед – ехать криво и вибрировать даже на ровном асфальте. Чтобы не спутать нарушение корда с реальной «восьмеркой» и не бегать зря в сервис на перетяжку спиц – просто тщательно осматривайте сам обод, не ориентируясь на форму покрышки.

Чтобы покрышка прослужила долго, не забывайте о правильном хранении зимой: от слишком высокой или низкой температуры резина начинает трескаться. И позаботьтесь о настройке ободных тормозов: если колодка при торможении шоркает по покрышке, то со временем она сотрет слой резины, а за ней – и боковой корд. Ну и, конечно, если вы любитель резко тормозить, уходя в эффектный занос – приготовьтесь, что ваша кантрийная резина очень быстро превратится в полуслик.

Все виды перечисленных покрышек вы сможете найти в магазине «Гравити» (ул. Белинского, 71, вход со двора по домофону 666#). И получить скидку в 5% на покупку любых запчастей - просто показав приложение «Вело-Город» на своем смартфоне! Приложение бесплатно, доступно на IOS и Android. Скачивайте и пользуйтесь!

IOS: https://itunes.apple.com/ru/app/velo-gorod-informacionnyj/id1122059679?l=en&mt=8 

Android: https://play.google.com/store/apps/details?id=ru.ut6.velotownmap 

Автор: Евгения Серебренникова

rssRSS-канал новостей Вело-Города

Добавить свой комментарий

 

Другие новости

«Euro Вело-Город»«Euro Вело-Город» 18 февраля 2015 56158
 Лондон-вело-столица Британии.    Пожалуй, впереди всей Европы по количеству любителей велоспорта и велосипедных прогулок — Великобритания, и на улицах Лондона можно увидеть как домохозяек и студентов, пользующихся велотранспортом, так и профессоров, клерков,…
«Euro Вело-Город»«Euro Вело-Город» 11 февраля 2015 55178
Амстердам, столица Нидерландов, — одна из признанных велосипедных столиц мира. По популярности велосипедного транспорта с Амстердамом из европейских городов может потягаться разве что датский Копенгаген. Велосипедный бум в Голландии начался в 70-х годах.  И на сегодняшний…
Открываем сезон вместе с ВелоСкадом 96Открываем сезон вместе с ВелоСкадом 96 6 февраля 2015 39441
  На что обычно Вы обращаете внимание при покупке велосипеда? Хорошая рама, отличный обвес, безупречный вид… Но что делать, когда характеристик много, а велосипедов ещё больше? Идти туда, где Вам предложат не только качество и доступные цены, но и помогут разобраться, какую модель…
«Euro Вело-Город»  «Euro Вело-Город» 4 февраля 2015 53428
«EuroВело-Город»   «Европейский  Вело-Город», под такой рубрикой, раз в неделю, по средам, мы будем публиковать цифры, факты и многое другое  о городах вело-Европы,  как говорят опытные велотуристы, увидеть страну необходимо изнутри. Велосипедные…
В Гамбурге запретят передвижение на автомобиляхВ Гамбурге запретят передвижение на автомобилях 3 февраля 2015 46296
К 2034 году в Гамбурге запретят передвижение на автомобилях в черте города. Жителям будет предложено передвигаться пешком и на велосипедах. Многие европейские города закладывались задолго до появления автомобилей. Узкие улицы и замысловатые перекрестки делают передвижение на машине там все…
Велосипеды войныВелосипеды войны 2 февраля 2015 55504
Война — грязное дело, в котором преуспевает тот, кто быстрее двигается и стреляет. И пока не были изобретены и построены танки с самолётами, военные люди использовали велосипеды. Десятилетиями они экспериментировали с пулемётами на велосипедах, военными квадрициклами и велопехотными…
Кэдел Эванс: «Я благодарен велоспорту»Кэдел Эванс: «Я благодарен велоспорту» 27 января 2015 48574
37-летний австралийский велогонщик, Кэдел Эванс объявил, что завершит свою профессиональную карьеру 1 февраля 2015 года, после того, как проедет в последний раз родную австралийскую гонку ТурДаун Андер (Tour Down Under).        25 января 2015г., 37-летний австралийский…
 «Цепная реакция» «Цепная реакция» 26 января 2015 42635
«Вело-Город» для народа Объявляет повод сбора!" Меньше месяца осталось до мужского праздника в году. Это ли не повод одержать еще одну победу, проверив свое тело на прочность, а голову на сообразительность? Пусть этот день будет ярким! «Цепная реакция» - серия…
Особенности национальных перевозок в КитаеОсобенности национальных перевозок в Китае 20 января 2015 47898
Такое вы вряд ли встретите на дорогах России. По крайней мере, не в таком количестве. Китайские автомобилисты стараются привести к максимуму грузоподъемность своих трехколесных велосипедов и пикапов. Это можно назвать сумасшествием или борьбой за эффективность, но на жителей Европы такие…
Ник Найенс : «Я остался ни с чем»Ник Найенс : «Я остался ни с чем» 19 января 2015 45747
Ник Найенс (Nick Nuyens), 34-летний бельгийский велогонщик, вынужденный в этом году завершить свою карьеру из-за отсутствия контракта, негативно отозвался о своей бывшей команде Garmin-Sharp. В интервью De Standaard бельгийский гонщик рассказал, что отношение команды к нему после…
November, 2024 Предыдущий месяц Следующий месяц
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Фотографии