Как сделать велосипед массовым

17 января 2013 56410
Как сделать велосипед массовым

По всеобщему убеждению, мы постепенно приближаемся к новой эпохе признания велосипеда городским транспортом. Прокаты велосипедов, изобилующие в городах Европы и Америки, медленно, но верно вносят свой вклад в развитие велоинфраструктуры и городского планирования. Тем не менее, до сих пор существуют непреодолимые препятствия на пути к голубой мечте о таком стиле жизни для горожан, как в блистательных образцах развитой велокультуры Копенгагена и Амстердама. Но мечта всё ближе.

Пришло время пополнить ряды велолюбителей. Итак, каким же образом нам удастся преобразовать мнение о езде на велосипеде по городу как занятие для гиков и чудаков — какими нас видят непосвящённые ― в привычное дело? Как же нам покорить сердца и умы?

Перевод статьи, написанной Микаэлем Колвилл-Андерсеном датско-канадским режиссёром, фотографом и экспертом городского транспортного движения в консалтинговой компании Copenhagenize.

Многое было сказано и написано о велозаездах «Критическая масса». Это потрясающая идея: демократическая от начала до конца и напоминающая о том, как была основана большая часть велоклубов начала XX-го века ― на социалистических и коммунистических принципах. Я, тем не менее, боюсь, что, как говорится, эта концепция слишком устарела.

Причина, по которой я не думаю, что «Критическая масса» и другие подобные ей акции являются эффективными в наши дни, заключается в том, что они не способны покорить сердце и разум. Они хотят заполучить улицы только для себя, но не для какого-нибудь Вани Обыкновенного.

Агрессивный и анархичный подходы играют только небольшую роль в искусстве убеждения автомобилистов ― потенциальных велосипедистов ―, что езда на велосипеде — это непередаваемое удовольствие для всех. Надменность, которая часто присуща правым фундаменталистам, неэффективна. На мой взгляд, участники таких мероприятий редко выглядят счастливыми, а ведь чертовски сложно не выглядеть счастливым на велосипеде.

Есть гораздо более эффективный способ приблизиться к культуре, приятной всем. Это то, что я называю в какой-то степени революционным — «просто ездить на своём велосипеде». На обычном велосипеде. В обычной одежде. Так же, как все те сотни тысяч жителей Европы — от Феррары (Италия) на юге, до Тронхейма (Норвегия) на севере ― ездят каждый день. Сработает ли это? Конечно же, да!

Войдите в положение Вани Обыкновенного. Этого невозможного супергероя.

Ваня ― среднестатистический горожанин в автомобильном обществе, который ездит на машине до работы каждый день. Как и подавляющее большинство населения планеты, он не экологический активист и вряд ли когда-нибудь им станет. Единственная причина, которая способна заставить его променять автомобиль на что-то другое, ― повышенная цена на горючее. О чём думает Ваня, когда видит велосипедиста-хардкорщика на специальном велосипеде или, например, фиксера, который проезжает мимо его автомобиля? Разве он подумает: «Хм… А ведь я бы тоже мог доехать до работы на велосипеде…». Маловероятно, что он смог бы увидеть на месте такого велосипедиста себя самого. Что он наверняка увидит, так это участника очередной субкультуры, активистов, которые носят одежду, кардинально отличающуюся от его, и ездят на велосипедах, которые совершенно не похожи на тот, на который он сам мог бы сесть.

Ваня убедится в том, что езда на велосипеде означает сопричастность элитарной субкультуре, которая вкладывает немалые средства в обеспечение себя необходимыми приспособлениями, в специальную экипировку и тратит целое состояние на покупку изысканного велосипеда. Хуже всего то, что Ваня будет думать, что высказывает какой-то протест, передвигаясь на велосипеде. Но Ваня Обыкновенный не хочет протестовать. Он просто хочет жить своей жизнью, а не взбираться по намыленной верёвке. Если, например, дорога до дома Вани перекрыта из-за какого-то велопротеста, митинга или парада, он разозлиться и мы просто потеряем его.

А теперь давайте представим, что Ваня Обыкновенный, стоя в пробке, видит другого парня, который проезжает мимо на велосипеде одетый в рубашку и галстук, а к багажнику у него прикреплён дипломат. Он не собирается устанавливать скоростные рекорды и единственный аксессуар, который он надел, — велосипедные зажимы для штанов и, если вам так угодно, шлем. Просто для того, чтобы управлять риском, а не подвергать себя ему. А, да, и велосипед его очень напоминает тот, который давно пылится у нашего Вани в гараже.

Чуть позже мимо проезжает девушка на изящном городском велосипеде с плетёной корзинкой. На ней красивая юбка и стильные туфли и она слушает свой iPod. В этот момент Ваня Обыкновенный думает: «Я могу это. Ехать-то всего 15 км. Этот парень выглядит так же, как и я. А эта девушка едет так легко…»

Ваня увидит своё собственное отражение в таких велосипедистах, сможет представить себя на их месте. Для того чтобы поехать на работу, ему нужно будет только вытащить свой велосипед из гаража, подкачать шины, купить зажимы для брюк и, может быть, шлем. Гораздо за меньший срок, чем он добирается на работу на машине, он доедет на велосипеде. Ему не надо будет высказывать никакие протесты. Он просто будет ещё одним велосипедистом, который едет к себе в офис, он сможет влиться в городской ландшафт и делать что-то хорошее для планеты и себя самого без всяких демонстраций и митингов в своей жизни.

Это Ваня Обыкновенный и его коллеги и друзья, которые будут заканчивать свой день спасением планеты, если им только дать такой шанс. И это задача всех нас ― выбрать путь вдохновения таких людей, вместо привычного отчуждения их от велокультуры.

* * *

В оригинальном названии статьи ― Critical Mess ― использована игра слов. Mass в названии известных протестных велозаездов Critical Mass (англ. Критическая масса) заменено на созвучное mess (англ. неразбериха, беспорядок).

По материалам портала Letsbikeit.ru

rssRSS-канал новостей Вело-Города

Добавить свой комментарий

 

Другие новости

В ГИБДД не одобрили идею ставить на учет велосипедыВ ГИБДД не одобрили идею ставить на учет велосипеды 4 октября 2012 57668
В ГИБДД идею ставить детские велосипеды на учет не считают удачной. С такой инициативой ранее выступила сенатор от Приморья Татьяна Заболотная «Нумерация велосипедов, которыми управляют несовершеннолетние до 14 лет и участвуют в дорожном движении, должна быть общепринятой практикой в…
Ночная велосипедная экскурсия по ЧелябинскуНочная велосипедная экскурсия по Челябинску 4 октября 2012 55602
Челябинский краеведческий музей провел первую ночную велосипедную экскурсию по городу. Ее участниками стали сотрудники музея, учащиеся 11-го класса школы №67, члены интернет-сообщества «Велочел» и просто любители велосипедных прогулок. Как сообщила Chelyabinsk.ru пресс-служба музея,…
Велосипед в Италии популярнее автомобиляВелосипед в Италии популярнее автомобиля 4 октября 2012 52579
По итогам 2011 года в Италии продажи велосипедов оказались выше автомобильных, пишет газета La Repubblica. Количество реализованных велосипедов достигло 1 миллиона 750 тысяч, а машин было куплено 1 миллион 748 тысяч.Опрошенные изданием эксперты связали подобную динамику рынка с кризисом экономики…
Совет Федерации предлагает регистрировать велосипеды в ГАИСовет Федерации предлагает регистрировать велосипеды в ГАИ 4 октября 2012 54560
Речь идет в первую очередь о велосипедах, на которых ездят дети до 14 лет. Член комитета Совета Федерации по социальной политике сенатор Татьяна Заболотная заявила о необходимости ставить на учет в ГИБДД велосипеды, принадлежащие детям до 14 лет, сообщает «Интерфакс». Татьяна…
Велосипедисты закроют летний сезон фестивалем на ИсетиВелосипедисты закроют летний сезон фестивалем на Исети 3 октября 2012 56529
В ближайшие выходные, 5-7 октября, на территории 67-го квартала Исетского лесничества (в 35 километрах от Екатеринбурга) пройдет традиционный фестиваль «Закрытие летнего велосезона 2012». Организаторы фестиваля — городской турклуб и инициативная группа пользователей велофорума…
В Екатеринбурге водитель автомобиля сбил велосипедистку. Женщина погиблаВ Екатеринбурге водитель автомобиля сбил велосипедистку. Женщина погибла 2 октября 2012 53736
Утром в понедельник в Екатеринбурге в результате ДТП погибла велосипедистка. Как сообщили в пресс-службе ОГИБДД УМВД России по Екатеринбургу, в 06.10 в Кировском районе, на улице Трудовая, 31, водитель автомашины ВАЗ-21070 при движении со стороны…
Выставка дизайнерских велосипедовВыставка дизайнерских велосипедов 2 октября 2012 55060
В Киеве откроется выставка лучших голландских велосипедов «Dutch Design Bicycle». Цель этой выставки — представить велосипед как арт- и дизайн-объект, транспортное средство, спортивное снаряжение, часть образа жизни, способ времяпрепровождения и особый…
Все на кофейно-ананасовый велопробег!Все на кофейно-ананасовый велопробег! 1 октября 2012 51216
В это воскресенье, 7-го октября в 14.00 на озере Шарташ состоится горячий словно кофе велопробег! Организатором мероприятия выступает кофейня хорошего настроения «Coffee Project» при поддержке туристического агентства «Ананас» и общественной организации…
У Киркорова украли велосипед!У Киркорова украли велосипед! 1 октября 2012 57465
У Филиппа Киркорова в Рязани украли трехколесный велосипед. Об этом певец рассказал на своем концерте в областной филармонии. У Филиппа Киркорова, который выступал в Рязани 28 сентября, украли велосипед. Он его использовал в своей программе…
Велосипед без седла и педалей изобрели в ГерманииВелосипед без седла и педалей изобрели в Германии 28 сентября 2012 58326
Ладно, педалей нет — можно обойтись. А без седла-то — никак, ведь теряется связь между телом и конструкцией. Но, оказывается, седло велосипеду не обязательно. Благодаря новаторской хитрости от него удалось избавиться. Связь между телом…
November, 2024 Предыдущий месяц Следующий месяц
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Фотографии