Как сделать велосипед массовым

17 января 2013 56417
Как сделать велосипед массовым

По всеобщему убеждению, мы постепенно приближаемся к новой эпохе признания велосипеда городским транспортом. Прокаты велосипедов, изобилующие в городах Европы и Америки, медленно, но верно вносят свой вклад в развитие велоинфраструктуры и городского планирования. Тем не менее, до сих пор существуют непреодолимые препятствия на пути к голубой мечте о таком стиле жизни для горожан, как в блистательных образцах развитой велокультуры Копенгагена и Амстердама. Но мечта всё ближе.

Пришло время пополнить ряды велолюбителей. Итак, каким же образом нам удастся преобразовать мнение о езде на велосипеде по городу как занятие для гиков и чудаков — какими нас видят непосвящённые ― в привычное дело? Как же нам покорить сердца и умы?

Перевод статьи, написанной Микаэлем Колвилл-Андерсеном датско-канадским режиссёром, фотографом и экспертом городского транспортного движения в консалтинговой компании Copenhagenize.

Многое было сказано и написано о велозаездах «Критическая масса». Это потрясающая идея: демократическая от начала до конца и напоминающая о том, как была основана большая часть велоклубов начала XX-го века ― на социалистических и коммунистических принципах. Я, тем не менее, боюсь, что, как говорится, эта концепция слишком устарела.

Причина, по которой я не думаю, что «Критическая масса» и другие подобные ей акции являются эффективными в наши дни, заключается в том, что они не способны покорить сердце и разум. Они хотят заполучить улицы только для себя, но не для какого-нибудь Вани Обыкновенного.

Агрессивный и анархичный подходы играют только небольшую роль в искусстве убеждения автомобилистов ― потенциальных велосипедистов ―, что езда на велосипеде — это непередаваемое удовольствие для всех. Надменность, которая часто присуща правым фундаменталистам, неэффективна. На мой взгляд, участники таких мероприятий редко выглядят счастливыми, а ведь чертовски сложно не выглядеть счастливым на велосипеде.

Есть гораздо более эффективный способ приблизиться к культуре, приятной всем. Это то, что я называю в какой-то степени революционным — «просто ездить на своём велосипеде». На обычном велосипеде. В обычной одежде. Так же, как все те сотни тысяч жителей Европы — от Феррары (Италия) на юге, до Тронхейма (Норвегия) на севере ― ездят каждый день. Сработает ли это? Конечно же, да!

Войдите в положение Вани Обыкновенного. Этого невозможного супергероя.

Ваня ― среднестатистический горожанин в автомобильном обществе, который ездит на машине до работы каждый день. Как и подавляющее большинство населения планеты, он не экологический активист и вряд ли когда-нибудь им станет. Единственная причина, которая способна заставить его променять автомобиль на что-то другое, ― повышенная цена на горючее. О чём думает Ваня, когда видит велосипедиста-хардкорщика на специальном велосипеде или, например, фиксера, который проезжает мимо его автомобиля? Разве он подумает: «Хм… А ведь я бы тоже мог доехать до работы на велосипеде…». Маловероятно, что он смог бы увидеть на месте такого велосипедиста себя самого. Что он наверняка увидит, так это участника очередной субкультуры, активистов, которые носят одежду, кардинально отличающуюся от его, и ездят на велосипедах, которые совершенно не похожи на тот, на который он сам мог бы сесть.

Ваня убедится в том, что езда на велосипеде означает сопричастность элитарной субкультуре, которая вкладывает немалые средства в обеспечение себя необходимыми приспособлениями, в специальную экипировку и тратит целое состояние на покупку изысканного велосипеда. Хуже всего то, что Ваня будет думать, что высказывает какой-то протест, передвигаясь на велосипеде. Но Ваня Обыкновенный не хочет протестовать. Он просто хочет жить своей жизнью, а не взбираться по намыленной верёвке. Если, например, дорога до дома Вани перекрыта из-за какого-то велопротеста, митинга или парада, он разозлиться и мы просто потеряем его.

А теперь давайте представим, что Ваня Обыкновенный, стоя в пробке, видит другого парня, который проезжает мимо на велосипеде одетый в рубашку и галстук, а к багажнику у него прикреплён дипломат. Он не собирается устанавливать скоростные рекорды и единственный аксессуар, который он надел, — велосипедные зажимы для штанов и, если вам так угодно, шлем. Просто для того, чтобы управлять риском, а не подвергать себя ему. А, да, и велосипед его очень напоминает тот, который давно пылится у нашего Вани в гараже.

Чуть позже мимо проезжает девушка на изящном городском велосипеде с плетёной корзинкой. На ней красивая юбка и стильные туфли и она слушает свой iPod. В этот момент Ваня Обыкновенный думает: «Я могу это. Ехать-то всего 15 км. Этот парень выглядит так же, как и я. А эта девушка едет так легко…»

Ваня увидит своё собственное отражение в таких велосипедистах, сможет представить себя на их месте. Для того чтобы поехать на работу, ему нужно будет только вытащить свой велосипед из гаража, подкачать шины, купить зажимы для брюк и, может быть, шлем. Гораздо за меньший срок, чем он добирается на работу на машине, он доедет на велосипеде. Ему не надо будет высказывать никакие протесты. Он просто будет ещё одним велосипедистом, который едет к себе в офис, он сможет влиться в городской ландшафт и делать что-то хорошее для планеты и себя самого без всяких демонстраций и митингов в своей жизни.

Это Ваня Обыкновенный и его коллеги и друзья, которые будут заканчивать свой день спасением планеты, если им только дать такой шанс. И это задача всех нас ― выбрать путь вдохновения таких людей, вместо привычного отчуждения их от велокультуры.

* * *

В оригинальном названии статьи ― Critical Mess ― использована игра слов. Mass в названии известных протестных велозаездов Critical Mass (англ. Критическая масса) заменено на созвучное mess (англ. неразбериха, беспорядок).

По материалам портала Letsbikeit.ru

rssRSS-канал новостей Вело-Города

Добавить свой комментарий

 

Другие новости

Боксер, потерявший ногу в ДТП, пересел на велосипедБоксер, потерявший ногу в ДТП, пересел на велосипед 10 января 2013 54477
Днепропетровец — мастер спорта по боксу Алексей Бондаренко, потерявший ногу в результате ДТП, сегодня готовится стать спортсменом — паралимпийцем по велосипедному спорту. Об этом он сам рассказал на пресс-конференции.Алексей Бондаренко рассказал: «Сейчас мне 30 лет. С 12 лет я…
Вокруг света на велосипедеВокруг света на велосипеде 10 января 2013 54740
Кругосветное велопутешествие Гюркана Генча началось в сентябре 2012 года, на маршруте Москва – Санкт-Петербург он оказался уже 8 января.Отваге турецкого путешественника Гюркана Генча, собравшегося проехать все континенты, 84 страны, можно только позавидовать. 9 сентября минувшего 2012…
Противоугонный GPS трекер для велосипедовПротивоугонный GPS трекер для велосипедов 10 января 2013 58682
Это полезная маленькая штучка для тех кто очень хочет вернуть свой украденный велосипед и наказать вора. Spylamp 2 - вторая модель GPS трекера для велосипедов в виде моргалки. В ней учтены и переработаны недостатки первенца. Обновленная версия отличается усиленной батареей, меньшими размерами,…
Предновогодняя велопокатушка прошла мегапозитивно!Предновогодняя велопокатушка прошла мегапозитивно! 10 января 2013 51255
В преддверии Нового года велосипедисты Екатеринбурга в новогодних маскарадных костюмах посетили городские новогодние елки, чтобы поздравить горожан с наступающим Новым годом. Организатором предновогоднего велопраздника выступила общественная организация «Вело-Город». Веселые…
ВелоФестиваль "УРусБайк" занял III место в конкурсе Лучших социальных  проектов 2012 годаВелоФестиваль "УРусБайк" занял III место в конкурсе Лучших социальных проектов 2012 года 25 декабря 2012 51024
Кроме диплома за победу в конкурсе Лучших социальных проектов общественная организация "Вело-Город" получила благодарственное письмо от Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области. Министр физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской…
Давайте отметим Новый год костюмированным велопробегом!Давайте отметим Новый год костюмированным велопробегом! 25 декабря 2012 52993
30 декабря с 17.00 до 21.00 велосипедисты в новогодних маскарадных костюмах поздравят горожан с наступающим Новым годом, прокатившись по районным елкам Екатеринбурга. Организатор последней в этом году велосипедной покатушки –общественная организация «Вело-Город». В маскарадном…
Гибрид велосипеда и снегокатаГибрид велосипеда и снегоката 10 декабря 2012 54936
 Челнинские предприниматели намерены предложить активным горожанам зимний вариант велосипедов. "В Татарстане аналогов данного вида транспорта нет. Челны – спортивный город, поэтому уверен, что зимние велосипеды будут пользоваться популярностью", - рассказал порталу предпринимателей…
Скульптуры и картины из деталей велосипеда (фото)Скульптуры и картины из деталей велосипеда (фото) 26 ноября 2012 56695
29-го ноября 2012 года в Нью-Йорке пройдет благотворительный аукцион, на котором будет распродана большая часть данных работ. Организатором мероприятия является чикагская компания «SRAM». Все полученные средства от аукциона «pART Project Rolls» будут перечислены…
Амстердамцы страдают от велосипедных пробокАмстердамцы страдают от велосипедных пробок 26 ноября 2012 55475
Чрезвычайная популярность двухколесного транспорта в столице Нидерландов Амстердаме привела к велосипедным пробкам. Об этом пишет французская газета Le Monde.В настоящее время на улицы Амстердама ежедневно выезжают около 490 тысяч велосипедов, при том, что население города составляет около 800…
В Киеве открылась выставка дизайнерских велосипедовВ Киеве открылась выставка дизайнерских велосипедов 23 ноября 2012 53937
20 ноября в Киеве в ТЦ Домосфера открылась выставка велосипедов необычной конструкции от голландских дизайнеров. Экспозиция Dutch Design Bicycle представляет неординарный взгляд на велосипед, а также коллекцию объектов, созданных из частей велосипеда. Цель выставки - представить велосипед как…
November, 2024 Предыдущий месяц Следующий месяц
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Фотографии