Как сделать велосипед массовым

17 января 2013 56427
Как сделать велосипед массовым

По всеобщему убеждению, мы постепенно приближаемся к новой эпохе признания велосипеда городским транспортом. Прокаты велосипедов, изобилующие в городах Европы и Америки, медленно, но верно вносят свой вклад в развитие велоинфраструктуры и городского планирования. Тем не менее, до сих пор существуют непреодолимые препятствия на пути к голубой мечте о таком стиле жизни для горожан, как в блистательных образцах развитой велокультуры Копенгагена и Амстердама. Но мечта всё ближе.

Пришло время пополнить ряды велолюбителей. Итак, каким же образом нам удастся преобразовать мнение о езде на велосипеде по городу как занятие для гиков и чудаков — какими нас видят непосвящённые ― в привычное дело? Как же нам покорить сердца и умы?

Перевод статьи, написанной Микаэлем Колвилл-Андерсеном датско-канадским режиссёром, фотографом и экспертом городского транспортного движения в консалтинговой компании Copenhagenize.

Многое было сказано и написано о велозаездах «Критическая масса». Это потрясающая идея: демократическая от начала до конца и напоминающая о том, как была основана большая часть велоклубов начала XX-го века ― на социалистических и коммунистических принципах. Я, тем не менее, боюсь, что, как говорится, эта концепция слишком устарела.

Причина, по которой я не думаю, что «Критическая масса» и другие подобные ей акции являются эффективными в наши дни, заключается в том, что они не способны покорить сердце и разум. Они хотят заполучить улицы только для себя, но не для какого-нибудь Вани Обыкновенного.

Агрессивный и анархичный подходы играют только небольшую роль в искусстве убеждения автомобилистов ― потенциальных велосипедистов ―, что езда на велосипеде — это непередаваемое удовольствие для всех. Надменность, которая часто присуща правым фундаменталистам, неэффективна. На мой взгляд, участники таких мероприятий редко выглядят счастливыми, а ведь чертовски сложно не выглядеть счастливым на велосипеде.

Есть гораздо более эффективный способ приблизиться к культуре, приятной всем. Это то, что я называю в какой-то степени революционным — «просто ездить на своём велосипеде». На обычном велосипеде. В обычной одежде. Так же, как все те сотни тысяч жителей Европы — от Феррары (Италия) на юге, до Тронхейма (Норвегия) на севере ― ездят каждый день. Сработает ли это? Конечно же, да!

Войдите в положение Вани Обыкновенного. Этого невозможного супергероя.

Ваня ― среднестатистический горожанин в автомобильном обществе, который ездит на машине до работы каждый день. Как и подавляющее большинство населения планеты, он не экологический активист и вряд ли когда-нибудь им станет. Единственная причина, которая способна заставить его променять автомобиль на что-то другое, ― повышенная цена на горючее. О чём думает Ваня, когда видит велосипедиста-хардкорщика на специальном велосипеде или, например, фиксера, который проезжает мимо его автомобиля? Разве он подумает: «Хм… А ведь я бы тоже мог доехать до работы на велосипеде…». Маловероятно, что он смог бы увидеть на месте такого велосипедиста себя самого. Что он наверняка увидит, так это участника очередной субкультуры, активистов, которые носят одежду, кардинально отличающуюся от его, и ездят на велосипедах, которые совершенно не похожи на тот, на который он сам мог бы сесть.

Ваня убедится в том, что езда на велосипеде означает сопричастность элитарной субкультуре, которая вкладывает немалые средства в обеспечение себя необходимыми приспособлениями, в специальную экипировку и тратит целое состояние на покупку изысканного велосипеда. Хуже всего то, что Ваня будет думать, что высказывает какой-то протест, передвигаясь на велосипеде. Но Ваня Обыкновенный не хочет протестовать. Он просто хочет жить своей жизнью, а не взбираться по намыленной верёвке. Если, например, дорога до дома Вани перекрыта из-за какого-то велопротеста, митинга или парада, он разозлиться и мы просто потеряем его.

А теперь давайте представим, что Ваня Обыкновенный, стоя в пробке, видит другого парня, который проезжает мимо на велосипеде одетый в рубашку и галстук, а к багажнику у него прикреплён дипломат. Он не собирается устанавливать скоростные рекорды и единственный аксессуар, который он надел, — велосипедные зажимы для штанов и, если вам так угодно, шлем. Просто для того, чтобы управлять риском, а не подвергать себя ему. А, да, и велосипед его очень напоминает тот, который давно пылится у нашего Вани в гараже.

Чуть позже мимо проезжает девушка на изящном городском велосипеде с плетёной корзинкой. На ней красивая юбка и стильные туфли и она слушает свой iPod. В этот момент Ваня Обыкновенный думает: «Я могу это. Ехать-то всего 15 км. Этот парень выглядит так же, как и я. А эта девушка едет так легко…»

Ваня увидит своё собственное отражение в таких велосипедистах, сможет представить себя на их месте. Для того чтобы поехать на работу, ему нужно будет только вытащить свой велосипед из гаража, подкачать шины, купить зажимы для брюк и, может быть, шлем. Гораздо за меньший срок, чем он добирается на работу на машине, он доедет на велосипеде. Ему не надо будет высказывать никакие протесты. Он просто будет ещё одним велосипедистом, который едет к себе в офис, он сможет влиться в городской ландшафт и делать что-то хорошее для планеты и себя самого без всяких демонстраций и митингов в своей жизни.

Это Ваня Обыкновенный и его коллеги и друзья, которые будут заканчивать свой день спасением планеты, если им только дать такой шанс. И это задача всех нас ― выбрать путь вдохновения таких людей, вместо привычного отчуждения их от велокультуры.

* * *

В оригинальном названии статьи ― Critical Mess ― использована игра слов. Mass в названии известных протестных велозаездов Critical Mass (англ. Критическая масса) заменено на созвучное mess (англ. неразбериха, беспорядок).

По материалам портала Letsbikeit.ru

rssRSS-канал новостей Вело-Города

Добавить свой комментарий

 

Другие новости

В КНДР девушкам запретили ездить на велосипедеВ КНДР девушкам запретили ездить на велосипеде 17 января 2013 56725
В Северной Корее вновь запретили женщинам ездить на велосипедах. Запрет вступил в силу с 10 января 2013 года. За исполнением закона, действие которого ранее было приостановлено, теперь вновь следят офицеры службы общественной безопасности. Они не только останавливают женщин на велосипедах, но и…
Велоспорт могут исключить из программы Олимпийских игр из-за скандала с допингомВелоспорт могут исключить из программы Олимпийских игр из-за скандала с допингом 16 января 2013 50000
Велогонки могут быть исключены из программы летних Олимпийских игр в случае, если выяснится, что руководство Международного союза велосипедистов (UCI) было вовлечено в обширную сеть по использованию допинга, связанную с Лэнсом Армстронгом. Велогонки могут быть исключены из программы…
Дубай хочет стать велосипедной столицей арабского мираДубай хочет стать велосипедной столицей арабского мира 15 января 2013 54275
В Дубае открылась велосипедная трасса протяженностью 18 километров - первая в своем роде на территории Объединенных Арабских Эмиратов. Ее создание - часть программы развития велосипедного движения, утвержденной местными властями в начале прошлого года.Велосипедная трасса расположена в районе шоссе…
Арт-инсталляция из 760-ти велосипедовАрт-инсталляция из 760-ти велосипедов 15 января 2013 53726
Новая работа Ай Вейвея, одного из самых известных и авторитетных в мире художников современности, называется - Stacked. Это арт-инсталляция из 760-ти велосипедов, собранных в столбики и расставленных в основном выставочном помещении галереи Galleria Continua в итальянском городе…
Пересечь Австралию на велосипедеПересечь Австралию на велосипеде 14 января 2013 50721
Вояж по родине кенгуру станет завершающей частью кругосветного путешествия тамбовчанина Александра Осипова . Тамбов Александр Осипов покинет 17 января, а уже на следующий день пересядет с самолета на велосипед. За 20 дней ему предстоит проехать более 3 тысяч километров. Велосипедист…
В Тюмени появится велопрокат по-европейскиВ Тюмени появится велопрокат по-европейски 14 января 2013 52462
К лету в Тюмени может появиться сеть пунктов проката велосипедов, в которой можно будет взять двухколесного друга в одном пункте, а вернуть — в другой, например, в противоположном конце города. Это решение придется по вкусу тем, хочет променять душный жаркий автобус на поездку к месту…
На таком велосипеде и гололедица не страшна!На таком велосипеде и гололедица не страшна! 11 января 2013 54131
Новым изобретением похвастались в ВятГУ. На нем вместо переднего колеса установлен металлический конек. С его помощью велосипедист может передвигаться по льду как конькобежец. Изобретение назвали айс-байк. Как рассказал преподаватель Вятского государственного университета Андрей Городилов, модель…
Потерянный полвека назад велосипед врос в деревоПотерянный полвека назад велосипед врос в дерево 11 января 2013 54575
Вросший в дерево… детский велосипед опознала на снимке, появившемся в интернете, 99-летняя американка Хелен Пац. В 1954 году этот велосипед “потерял” ее сын Дон, пояснила старушка. Семья жила на острове Вэшион в штате Вашингтон. В том году ушел из жизни глава семьи, и…
Как избежать ДТП на велосипедеКак избежать ДТП на велосипеде 11 января 2013 54582
Велосипед — это гениальное изобретение человечества. Это прекрасный вид транспорта, который не требует наличия специальных водительских прав или каких-то уникальных навыков вождения. Ездить на велосипеде могут практически все: нужно лишь немного потренироваться в умении держать равновесие.…
Пожарные велосипедыПожарные велосипеды 10 января 2013 58956
История велосипеда пожарной службы относительно туманная. Тем не менее, есть некоторая информация об использовании велосипедов в пожарной службе до развития моторизованного транспорта.Разнообразные велосипеды пожарной службы использовались в Австралии, Великобритании и Франции с конца 1800-х…
November, 2024 Предыдущий месяц Следующий месяц
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Фотографии