Как сделать велосипед массовым

17 января 2013 56441
Как сделать велосипед массовым

По всеобщему убеждению, мы постепенно приближаемся к новой эпохе признания велосипеда городским транспортом. Прокаты велосипедов, изобилующие в городах Европы и Америки, медленно, но верно вносят свой вклад в развитие велоинфраструктуры и городского планирования. Тем не менее, до сих пор существуют непреодолимые препятствия на пути к голубой мечте о таком стиле жизни для горожан, как в блистательных образцах развитой велокультуры Копенгагена и Амстердама. Но мечта всё ближе.

Пришло время пополнить ряды велолюбителей. Итак, каким же образом нам удастся преобразовать мнение о езде на велосипеде по городу как занятие для гиков и чудаков — какими нас видят непосвящённые ― в привычное дело? Как же нам покорить сердца и умы?

Перевод статьи, написанной Микаэлем Колвилл-Андерсеном датско-канадским режиссёром, фотографом и экспертом городского транспортного движения в консалтинговой компании Copenhagenize.

Многое было сказано и написано о велозаездах «Критическая масса». Это потрясающая идея: демократическая от начала до конца и напоминающая о том, как была основана большая часть велоклубов начала XX-го века ― на социалистических и коммунистических принципах. Я, тем не менее, боюсь, что, как говорится, эта концепция слишком устарела.

Причина, по которой я не думаю, что «Критическая масса» и другие подобные ей акции являются эффективными в наши дни, заключается в том, что они не способны покорить сердце и разум. Они хотят заполучить улицы только для себя, но не для какого-нибудь Вани Обыкновенного.

Агрессивный и анархичный подходы играют только небольшую роль в искусстве убеждения автомобилистов ― потенциальных велосипедистов ―, что езда на велосипеде — это непередаваемое удовольствие для всех. Надменность, которая часто присуща правым фундаменталистам, неэффективна. На мой взгляд, участники таких мероприятий редко выглядят счастливыми, а ведь чертовски сложно не выглядеть счастливым на велосипеде.

Есть гораздо более эффективный способ приблизиться к культуре, приятной всем. Это то, что я называю в какой-то степени революционным — «просто ездить на своём велосипеде». На обычном велосипеде. В обычной одежде. Так же, как все те сотни тысяч жителей Европы — от Феррары (Италия) на юге, до Тронхейма (Норвегия) на севере ― ездят каждый день. Сработает ли это? Конечно же, да!

Войдите в положение Вани Обыкновенного. Этого невозможного супергероя.

Ваня ― среднестатистический горожанин в автомобильном обществе, который ездит на машине до работы каждый день. Как и подавляющее большинство населения планеты, он не экологический активист и вряд ли когда-нибудь им станет. Единственная причина, которая способна заставить его променять автомобиль на что-то другое, ― повышенная цена на горючее. О чём думает Ваня, когда видит велосипедиста-хардкорщика на специальном велосипеде или, например, фиксера, который проезжает мимо его автомобиля? Разве он подумает: «Хм… А ведь я бы тоже мог доехать до работы на велосипеде…». Маловероятно, что он смог бы увидеть на месте такого велосипедиста себя самого. Что он наверняка увидит, так это участника очередной субкультуры, активистов, которые носят одежду, кардинально отличающуюся от его, и ездят на велосипедах, которые совершенно не похожи на тот, на который он сам мог бы сесть.

Ваня убедится в том, что езда на велосипеде означает сопричастность элитарной субкультуре, которая вкладывает немалые средства в обеспечение себя необходимыми приспособлениями, в специальную экипировку и тратит целое состояние на покупку изысканного велосипеда. Хуже всего то, что Ваня будет думать, что высказывает какой-то протест, передвигаясь на велосипеде. Но Ваня Обыкновенный не хочет протестовать. Он просто хочет жить своей жизнью, а не взбираться по намыленной верёвке. Если, например, дорога до дома Вани перекрыта из-за какого-то велопротеста, митинга или парада, он разозлиться и мы просто потеряем его.

А теперь давайте представим, что Ваня Обыкновенный, стоя в пробке, видит другого парня, который проезжает мимо на велосипеде одетый в рубашку и галстук, а к багажнику у него прикреплён дипломат. Он не собирается устанавливать скоростные рекорды и единственный аксессуар, который он надел, — велосипедные зажимы для штанов и, если вам так угодно, шлем. Просто для того, чтобы управлять риском, а не подвергать себя ему. А, да, и велосипед его очень напоминает тот, который давно пылится у нашего Вани в гараже.

Чуть позже мимо проезжает девушка на изящном городском велосипеде с плетёной корзинкой. На ней красивая юбка и стильные туфли и она слушает свой iPod. В этот момент Ваня Обыкновенный думает: «Я могу это. Ехать-то всего 15 км. Этот парень выглядит так же, как и я. А эта девушка едет так легко…»

Ваня увидит своё собственное отражение в таких велосипедистах, сможет представить себя на их месте. Для того чтобы поехать на работу, ему нужно будет только вытащить свой велосипед из гаража, подкачать шины, купить зажимы для брюк и, может быть, шлем. Гораздо за меньший срок, чем он добирается на работу на машине, он доедет на велосипеде. Ему не надо будет высказывать никакие протесты. Он просто будет ещё одним велосипедистом, который едет к себе в офис, он сможет влиться в городской ландшафт и делать что-то хорошее для планеты и себя самого без всяких демонстраций и митингов в своей жизни.

Это Ваня Обыкновенный и его коллеги и друзья, которые будут заканчивать свой день спасением планеты, если им только дать такой шанс. И это задача всех нас ― выбрать путь вдохновения таких людей, вместо привычного отчуждения их от велокультуры.

* * *

В оригинальном названии статьи ― Critical Mess ― использована игра слов. Mass в названии известных протестных велозаездов Critical Mass (англ. Критическая масса) заменено на созвучное mess (англ. неразбериха, беспорядок).

По материалам портала Letsbikeit.ru

rssRSS-канал новостей Вело-Города

Добавить свой комментарий

 

Другие новости

2 миллиона рублей за велопробег2 миллиона рублей за велопробег 5 сентября 2013 51028
17 августа в Минске прошла очередная покатушка столичных велосипедистов. Однако в тот раз идея покатушки была настолько оригинальной, что привлекла внимание многих СМИ: по городу разъезжали настоящие стиляги - девушки в платьях в горошек и молодые люди с прическами в стиле шестидесятых. Сегодня…
Минтранс заставит велосипедистов ездить по правиламМинтранс заставит велосипедистов ездить по правилам 3 сентября 2013 52352
Министерство транспорта РФ предлагает внести серьезные поправки в правила дорожного движения для велосипедистов и мопедов. Подготовлен проект постановления Правительства, который уточняет определение термина «Велосипед» и причисляет к нему ряд мопедов.«К велосипедам…
Встречайте - новая "Мисс Вело-Город" 2013!!!Встречайте - новая "Мисс Вело-Город" 2013!!! 26 августа 2013 46391
Два месяца ярких и запоминающихся этапов конкурса  «Мисс Вело-Город» завершились не менее впечатляющим         финальным шоу, которое  прошло   23 августа в концертном  зале ЦК Урал, где была выбрана новая …
Финальное шоу "Мисс Вело-Город 2013" Финальное шоу "Мисс Вело-Город 2013" 19 августа 2013 43993
В  пятницу 23 августа в 19:00 в ЦК «Урал» пройдет финальное шоу самого главного ежегодного велосипедного конкурса России «Мисс Вело-Город 2013». 48 прекрасных велосипедисток в разгаре лета вступили в борьбу за гордое звание…
«Ночь города»: 300 велосипедов на красной линии Екатеринбурга«Ночь города»: 300 велосипедов на красной линии Екатеринбурга 19 августа 2013 49765
Велосипедисты Екатеринбурга отпраздновали 290-летие родного города масштабным велопробегом. Вечером 16 августа по главным достопримечательностям уральской столицы проехало 126 велокоманд. Все они приняли участие в акции, организованной по инициативе издательского дома «Комсомольская…
На Космонавтов иномарка сбила 11-летнего велосипедистаНа Космонавтов иномарка сбила 11-летнего велосипедиста 14 августа 2013 47602
Во вторник, 13 августа, около 16:00 на проспекте Космонавтов напротив дома N 11 произошло ДТП, в результате которого пострадал 11-летний велосипедист. Водитель автомобиля Peugeot, поворачивая направо, не заметил юного велосипедиста и наехал на него. Как сообщили в пресс-службе УГИБДД ГУ…
Велоквест «Ночь города» пройдёт в Екатеринбурге в канун главных торжеств юбилея столицы Урала 13 августа 2013 49686
Вечером в пятницу, 16 августа будет дан старт увлекательному квесту для велосипедистов, чек-поинты которого будут расположены на Красной линии. Задания квеста будут посвящены прошлому и настоящему уральской столицы. Начало квеста — в 20:00 у памятника The…
Вело-Город рекомендует!Вело-Город рекомендует! 12 августа 2013 53417
Наш партнер «Индустрия Спорта» начинает поставки велосипедных шин (камер). Материал изготовления — высокопрочная бутиловая резина, будет служить верой и правдой долгие километры. Отличное сочетание цены и качества, позволит избавится от лишних хлопот…
Чистый и счастливый Вело-Город! 12 августа 2013 41214
В минувшие выходные Мисс Вело-Город сделали сразу несколько добрых дел для нашего города! Преобразили, удивили, наполнили добротой и радостью. 11 августа в ЦПКиО состоялся не просто очередной, а предпоследний этап конкурса красоты, ума и здоровья «Мисс Вело-Город 2013». В этот день…
Первый массовый ночной Велоквест!Первый массовый ночной Велоквест! 8 августа 2013 50893
Издательский Дом «Комсомольская правда» и движение «Вело-Город», а также проекты «Красная Линия Екатеринбурга» и «Encounter», дарят жителям Екатеринбурга уникальный формат празднования 290-летия столицы Урала — Ночь Города:…
November, 2024 Предыдущий месяц Следующий месяц
ПнВтСрЧтПтСбВс
    
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Фотографии